Posted 25 февраля 2015, 21:00
Published 25 февраля 2015, 21:00
Modified 27 декабря 2022, 12:06
Updated 27 декабря 2022, 12:06
В пресс-службе АКОРТ сообщили «НИ», что новость, связанную с проектом соглашения, не комментируют. Однако ранее замруководителя ФАС Андрей Кошеваров подтвердил факт поступления в его ведомство такого проекта, добавив, что ФАС положительно относится к инициативе ритейлеров.
По информации «НИ», документ не содержит какого-либо списка: сети предлагают самостоятельно формировать корзину, отталкиваясь от перечня социально значимых продуктов. К таковым, среди прочих, относятся говядина, свинина, баранина, куры, замороженная рыба, молоко, сахар и поваренная соль, подсолнечное масло, некоторые крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки.
Пока же ритейлеры фиксируют цены в одностороннем порядке. Например, «Дикси» поступила так в отношении «базового продуктового набора»: гречки, риса, пшена, макарон, подсолнечного и сливочного масла, муки и пельменей. Еще на 13 продовольственных товаров эта розничная сеть пообещала держать торговую наценку в пределах 15%.
«Исходя из нынешнего закона «О торговле», заморозка цен может охватить до 30% наименований продуктовой корзины и распространиться на 11% общей корзины Индекса потребительских цен, – считает главный экономист коммерческого банка Наталия Орлова. – Это не сильно повлияет на темпы инфляции с учетом того, что в скором времени они достигнут пика в 18%».
Как утверждает начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group (управляет сетью магазинов «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») Владимир Русанов, «рост цен в магазинах вызван ростом отпускных цен». По его данным, средняя цена поставщиков на соль за декабрь 2014 – январь 2015 года выросла на 30%, тогда как в рознице продукт подорожал только на 4%. Пшеничный хлеб в оптовой закупке стал дороже на 10%, а в магазинах он даже подешевел на 12%.
На социально значимые товары у ритейлеров и так минимальные наценки, напоминает старший аналитик коммерческого банка Наталья Колупаева. «Доходность сетей формировали покупки сверх минимальной потребительской корзины», – поясняет она.
Между тем большинство экспертов в своих комментариях скептически отзываются об инициативе АКОРТ, видя в ней скорее конъюнктурный, популистский ход, нежели серьезное практическое решение. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, фиксировать цены после того, как они уже поднялись в два раза, – не слишком убедительная мера. Тем более что и предпосылок для нового ценового всплеска сейчас уже нет.
По мнению управляющего партнера компании Management Development Group Дмитрия Потапенко, торговые сети явно не по собственной воле пошли на согласование такого проекта: «Хочется понять, в какой момент у нас ФАС вмешалась в цены. Их завышение проверяла Генпрокуратура, она и выдала кучу предписаний».
Дмитрий Потапенко убежден, что искомого результата предлагаемая мера не даст: «На что замораживать – непонятно. Если цена от поставщика растет, а конечная цена заморожена, то это приведет к вымыванию продукта. Никто не будет брать его по цене выше себестоимости. И потом, если у поставщика все затраты повысились, как он будет сдерживать цены? Если поднимают налоги, то почему товар будет дешеветь? Правительство не собирается замораживать тарифы на ЖКХ, налоги и прочее. Нашли виноватого в виде ритейла».
О том, что административное сдерживание цен может в конечном итоге обернуться дефицитом каких-то товаров, сказал «НИ» и финансовый аналитик Андрей Верхоланцев: «Компаниям просто невыгодно будет заниматься тем ассортиментом, который приносит им убыток. Либо, как другой вариант, количество магазинов, в которых эти продукты будут представлены, сократят».