Posted 4 февраля 2015, 21:00
Published 4 февраля 2015, 21:00
Modified 27 декабря 2022, 12:05
Updated 27 декабря 2022, 12:05
Очередные выборы руководителя мирового футбола пройдут на фоне коррупционного скандала, который достиг своего апогея в конце прошлого года. Тогда, напомним, должностные лица ФИФА подозревались в получении взяток при определении стран – хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Впрочем, официальное расследование не выявило никаких нарушений. При этом глава следственной палаты комитета по этике ФИФА Майкл Гарсия подал в отставку ввиду несогласия с тем, как были преподнесены результаты проведенного им разбирательства. А уже в январе от сотрудничества с федерацией отказались три крупных спонсора.
78-летний Блаттер работает в структуре ФИФА на протяжении 40 лет, а впервые был избран на президентскую должность в 1998 году.
В 2002, 2007 и 2011 годах он успешно переизбирался на очередной четырехлетний срок, даже несмотря на сильное противоборство со стороны оппозиции. Противники швейцарца регулярно обвиняли его в злоупотреблении полномочиями, создании коррупционных схем и прочих махинациях, однако чиновник неизменно выходил сухим из воды. При этом нельзя не признать, что именно при Блаттере ФИФА достигла наивысшего расцвета и расширила свое влияние по всему миру. Сейчас под ее юрисдикцией находятся шесть континентальных конфедераций и 209 национальных ассоциаций. Подобными масштабами не может похвастаться больше ни одна спортивная организация.
По мнению многочисленных сторонников действующего президента, в том числе опытнейшего российского функционера Вячеслава Колоскова, сейчас шансов выиграть выборы у Блаттера нет. «Африка целиком и полностью на стороне Блаттера! У нас он очень популярен, поскольку много сделал для континента. Европейцам этого не понять», – заявил, например, президент Федерации футбола Ганы Квеси Нянтаки. Однако, учитывая естественное желание ряда представителей мирового сообщества (в первую очередь англичан) видеть в президентском кресле новое лицо, можно предположить, что на этот раз борьба получится все-таки более конкурентной. Тем более швейцарца уже начали прессинговать обвинениями в том, что он использует административный ресурс.
Не в пользу Блаттера может сыграть и сокращение числа участников предвыборной кампании. Буквально перед истечением срока подачи заявок свои кандидатуры отозвали бывший заместитель генерального секретаря ФИФА Жером Шампань, известный в прошлом форвард сборной Франции Давид Жинола и агент группы звездных футболистов Мино Райола. Теперь оппоненты Блаттера могут попытаться объединиться вокруг одной из трех получивших доступ к выборам персон.
Самым опасным оппонентом нынешнего президента многие эксперты считают 42-летнего Луиша Фигу. За плечами португальца блестящая футбольная карьера в «Барселоне», «Реале», «Интере» и национальной сборной, мировая известность и почти безупречная репутация. Не случайно его выдвинули шесть федераций (Португалия, Дания, Черногория, Македония, Люксембург и Польша), а, скажем, у Шампаня и Жинолы такой поддержки не оказалось. В поддержку Фигу выступили и известные в прошлом игроки во главе с испанцем Раулем, французом Патриком Виейра и португальцем Деку. Сам претендент ведет «Твиттер», где рассказывает о ходе своей предвыборной кампании. Главный минус Фигу заключается в отсутствии серьезного опыта управленческой деятельности. После завершения карьеры в 2009 году португалец числился представителем итальянского «Интера».
«Я люблю футбол, и мне не нравится сегодняшний имидж ФИФА, – заявил Фигу. – Если вбить в поисковик четыре этих буквы, сразу же выпадет слово «скандал». Я разговаривал со многими игроками, тренерами и президентами федераций. Все они единогласны: настало время перемен. Признаться, я окончательно решил идти на выборы после того, как не был полностью опубликован отчет Гарсии о коррупции. Надо менять ситуацию!»
«Я верю в решительность Фигу, он может стать таким президентом, который будет полностью сосредоточен на футболе и проведет необходимые преобразования», – поддержал соотечественника знаменитый тренер Жозе Моуринью.
Стартовые позиции голландца ван Прага выглядят гораздо слабее. Этот 67-летний функционер хоть и выполнил норматив, заручившись поддержкой шести федераций, не имеет известности за пределами Европы и особого веса. Ван Праг никогда профессионально не играл в футбол, а прославился как президент золотого «Аякса», который в 1990-е годы выиграл все возможные национальные и международные титулы. Свой нынешний пост главы Королевского футбольного союза Нидерландов он занимает с 2008 года и, кроме того, входит в исполком УЕФА. К слову, легендарный голландский футболист и тренер Йохан Кройф убежден, что Фигу следует отбросить личные амбиции и помочь избраться ван Прагу.
Наконец, 39-летний иорданский принц Али бин Аль-Хусейн имеет разве что теоретические шансы на успех. Иорданский футбол, которым он руководит, прямо скажем, далеко не самый сильный в мире. А в ФИФА, где Аль-Хусейн с 2011 года занимает пост вице-президента от Азии, он человек новый и пока не авторитетный.
Блаттер тем временем уверен в своей победе. Дорогу молодым он собирается уступить не раньше 2019 года, когда истечет его пятый президентский срок. Только тогда он намерен поработать радиоведущим, реализовав тем самым мечту своего детства.