Posted 14 декабря 2014, 21:00
Published 14 декабря 2014, 21:00
Modified 27 декабря 2022, 12:04
Updated 27 декабря 2022, 12:04
В 2014 году на «АвтоВАЗе» – флагмане отечественной автомобильной промышленности – началась «оптимизация» численности персонала, то есть сокращение с целью снижения издержек предприятия. Если на конец декабря 2013 года на заводе работали 65,8 тысячи человек, то к концу 2014 года общая численность персонала должна составить не более 53 тысяч человек. Люди предсказуемо отвечают на такую политику протестом.
Не лучше ситуация и с продажами грузовых автомобилей. «КамАЗ» за истекшие месяцы 2014 года отгрузил продукции существенно меньше соответствующего периода прошлого года. По заводским данным, с начала года произведено 25409 грузовых автомобилей, что на 7,3% меньше, чем за аналогичный период 2013-го. На «АвтоВАЗе» дела обстоят еще хуже. Здесь, по словам исполнительного вице-президента компании Дениса Петрунина, планируют продать в 2014 году всего 385–390 тысяч автомобилей против почти 535 тысяч в 2013 году. В результате падение продаж в 2014 году составит порядка 27%. Об остроте проблемы свидетельствует то, что спасением загибающегося автопрома озаботилось высшее руководство страны.
Напомним, 2 декабря правительство опубликовало поручения премьера Дмитрия Медведева по итогам совещания о мерах поддержки автопрома. Минфин должен предусмотреть выделение 12,9 млрд. рублей на продление госпрограммы обновления автопарка в 2014–2015 годах. Главной новостью для компаний, работающих в России, стало выделение в текущем году дополнительных 2,9 млрд. рублей из антикризисного фонда на поддержку программы утилизации автохлама. Среди поручений встречаются и весьма экзотические идеи, например, возможность использования материнского капитала на покупку автомобиля. Программа материнского капитала существует с 2007 года, в 2014 году размер выплаты одной семье в ее рамках составил 430 тыс. рублей.
В бюджете на 2015 год на финансирование программы заложено более 340 млрд. рублей. Однако затея задействовать российских матерей в деле спасения автопрома вызвала резкую критику в социальном блоке правительства. Вице-премьер Ольга Голодец уже заявила, что над предложением автопроизводителей нужно серьезно подумать. По ее словам, 97% семей в России используют материнский капитал для приобретения жилья, а «автомобиль – дело преходящее, это вложение, которое теряет в стоимости».
Еще одной мерой поддержки рынка, к которой вновь обратилось правительство, стала возможность возобновления программы льготного автокредитования. Минпромторг, Минэкономики и Минфин должны отчитаться о целесообразности возвращения этой меры до 5 февраля 2015 года. Однако денег на это в бюджете, который приходится латать в связи с рухнувшими нефтяными ценами, – нет. Равно как нет их и у населения, которое власти пытаются «облошадить» отечественными авто. В связи с галопирующей инфляцией, падающим рублем, стагнирующей экономикой рост доходов россиян резко замедлился.
Надежды на то, что тонущий «деревянный» переключит внимание потребителей на покупку отечественных автомобилей, не оправдались, о чем свидетельствуют снижающиеся темпы продаж. Спрос на легкие коммерческие и грузовые автомобили по итогам года в России упадет на 10%, соответственно на 8% сократится производство автомобилей в целом. Об этом сообщил на днях замминистра промышленности и торговли Андрей Дутов. «В ноябре покупательский настрой сместился на иномарки: при общем падении рынка на 1,1% продажи «АвтоВАЗа» упали на целых 17%. При этом и в октябре отечественный автопром демонстрировал отрицательную динамику на 19,6% по сравнению с 2013 годом. В первую очередь это связано с падением рубля по отношению к доллару. С нового года ожидается повышение роста цен на автомобили, и в первую очередь оно коснется иномарок. В связи с этим автовладельцы предпочитают инвестировать средства в импортные авто, которые меньше упадут в цене в 2015 году», – сказал «НИ» первый вице-президент крупной компании-автодилера Алексей Тузов.
По оценке эксперта, выделяемых на продление программы утилизации 10 млрд. рублей хватит не более чем на первую половину 2015 года, благодаря чему падение уровня продаж за счет принятых государством мер снизится на 10% по итогам 2015 года, а не на 12–13%, как ожидалось ранее. «Но в плюс рынок все равно никак не выйдет в ближайшей перспективе», – полагает Алексей Тузов.
Меры по поддержке автопрома меркнут по сравнению с макроэкономическими проблемами страны, заставляющими россиян все больше экономить, считают опрошенные «НИ» эксперты. «Девальвация рубля отрицательно повлияла на покупательскую способность россиян, включая покупку автомобилей отечественного автопрома. Личный автомобиль вновь рискует стать предметом роскоши, как это было в советские годы, что для среднестатистического гражданина с ежемесячным доходом в 30 тысяч рублей отнюдь не новость», – сказал «НИ» первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.
Очевидно, что амбициозным планам правительства по доведению доли автопрома в ВВП до 3% против нынешних 0,9% уже не суждено сбыться. «Российский авторынок сокращается и будет сокращаться еще как минимум три квартала. Общее сокращение продаж в четвертом квартале составит не менее 6%. Несмотря на некоторое улучшение ситуации по продажам в ноябре, общая тенденция остается откровенно негативной. Поэтому автомобильная промышленность будет и дальше сокращаться вслед за рынком», – сказала «НИ» аналитик инвестиционной компании Мария Шишкина.
Что дальше? Основная проблема даже не в том, что не на чем будет ездить. «Производство автомобилей на заводе – это только верхушка айсберга, результат действия огромной промышленной кооперации, в которой заняты миллионы людей. Так что утрата автомобильной промышленности будет означать огромный ущерб для экономики в целом. Это прямой путь к деиндустриализации страны», – выразил свое мнение «НИ» советник Института современного развития Никита Масленников. И добавил: «Кроме технологического упадка и падения прибыли, доходов в казну это будет означать сокращение десятков тысяч рабочих мест. В том числе в секторах, смежных с автопромом».
Дополнительное напряжение на рынке, по мнению эксперта, создают санкции. Пока что они коснулись в основном ограничений на внешних финансовых рынках, однако в случае если санкции будут продолжены, будет затронуто и сотрудничество в технологической сфере. «Не исключено, что вместо российских мы скоро будем ездить на китайских машинах», – опасается г-н Масленников.