Posted 3 декабря 2014, 21:00
Published 3 декабря 2014, 21:00
Modified 8 марта 2024, 04:14
Updated 8 марта 2024, 04:14
«Занавес открылся, и суд начался» – такие пассажи очень любили театральные журналисты конца XIX века. Стиль устарел, но сам посыл не изменился. Так же, как и во все прошлые века, зрители в зале оценивают все происходящее на сцене спонтанно и отчетливо: аплодисментами или кашлем, слезами или смехом, вниманием или раздраженным уходом. «Тысячеглазое чудовище», зрительный зал, воспринимался и воспринимается как партнер и как противник, как источник сил и как черная дыра, таящая опасности. В любви и ненависти к зрительному залу объяснялись сотни актеров и десятки режиссеров.
И до сих пор, получая статуэтку «Звезда Театрала», лауреаты снова и снова возвращаются к мысли, что именно оценка зрителей – главный итог их трудов. Признание коллег – вещь важная, но живет театр, только согреваемый дыханием зала. И этот источник творческой энергии – главное.
Русская публика исторически отличалась эмоциональностью и независимостью. Если неблагоприятный отзыв в западной прессе может «убить» спектакль, потому что публика, послушно поверив рецензенту, не купит билетов, то в России никакая критика никогда не могла конкурировать с сарафанным радио. Зрители упрямо отстаивают свое право на собственное отношение к театральным событиям и не передоверяют его даже самым квалифицированным специалистам.
Можно увидеть, как забиты залы театров, в которые редко забредают критики, и как пустуют места расхваленных изо всех утюгов модных событий. При этом нельзя сказать, что публика и критика в ссоре всегда. Загадочным образом вкусы «образованных зрителей» и просто зрителей часто сходятся в вершинных точках профессии, на именах и событиях, которые равно внятны и профессионалам, и любителям театра. Постановки Льва Додина (названного зрителями лучшим режиссером) и Робера Лепажа (чей спектакль «Гамлет/Коллаж» был признан лучшей постановкой) равно любимы критиками и публикой.
И в эти минуты редкого равновесия и возникает вольтова дуга искусства, чья главная задача не разъединять, но объединять людей хотя бы в пределах театрального зала…
Автор – театральный обозреватель «НИ»