Posted 11 сентября 2013, 20:00
Published 11 сентября 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:47
Updated 8 марта, 04:47
Кто, где и когда впервые обмакнул птичье перо в жидкий краситель (чернила) и вывел первые «каракули» (буквы, узоры, иероглифы) – история умалчивает. Но доподлинно известно, что произошло это знаковое для человеческой цивилизации событие в эпоху раннего Средневековья. Перья использовались самые разные – ястребиные, утиные, лебединые, не остались «в стороне» также вороны и пеликаны, однако в силу чисто практических причин (прочность стенки пера и диаметр стержня) «лидировали» гуси. Перышки же для письма предлагалось брать не абы какие, а лишь пять внешних перьев, вырванных весной у молодых птиц. Выставка дает возможность не только увидеть настоящее писчее птичье перо, но и благодаря «сырью», любезно предоставленному Ленинградским зоопарком, соприкоснуться с технологией отбора, обработки и заточки гусиных перьев.
Первое бронзовое перо археологи обнаружили при раскопках античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры. А первый патент на «легальное» (узаконенное) производство перьев был выдан относительно недавно – в 1771 году, в Голландии. Металлические перья представлены на выставке антикварной продукцией известной компании Faber-Castell, основанной в 1761 году Каспером Фабером, и изделиями российских мануфактур. Но перьями канцелярский бизнес XVIII–XIX столетий, само собой, не ограничивался. Экспозиция знакомит с рассчитанными на любой вкус и кошелек коробочками для перьев, перочистками, ножами для разрезания бумаги, пресс-папье, скрепками, подставками для ручек, флаконами для чернил. Отдельная «песня» – чернильницы. Бронзовые, фарфоровые, мраморные, стеклянные, они могут быть выполнены как в виде отдельных «субъектов», так и в виде масштабных скульптурных композиций. Письменные принадлежности, прежние владельцы которых известны, снабжены «именной» надписью. Так, резная чернильница из мрамора и латуни, относящаяся к первой трети XIX века, принадлежала знаменитому зодчему Карлу Росси, есть в стеклянных витринах и чернильный «сосуд», использовавшийся советской писательницей, автором исторических романов Ольгой Форш.
Поражает многообразие пишущих машинок всевозможных фирм-производителей («Ремингтон», «Ундервуд», «Корона» и т. д.) и форм. Не обошлось и без первой советской – «Ленинград», – выпущенной ленинградским «Пишмашем» в 1930-е годы.
За «интеллектуальную» составляющую образовательного процесса – методы обучения чтению, письму, счету – в экспозиции «отвечают» буквари, энциклопедии, тетради, прописи, учебники и словари. В числе прочих переизданная в 1955 году (17-е издание!) легендарная «Арифметика» авторства скромного преподавателя физики и математики Андрея Киселева, впервые увидевшая свет в 1884 году. Целая «россыпь» дореволюционных справочников по правописанию, составленных под руководством академика Якова Грота, а также букварь 1949 года для взрослых незрячих (истории создания чтения и письма для слепых посвящен отдельный раздел) и появившаяся на прилавках магазинов уже в нашем столетии литература для слепых с рельефными иллюстрациями.