Posted 8 апреля 2013, 20:00
Published 8 апреля 2013, 20:00
Modified 8 марта 2024, 02:18
Updated 8 марта 2024, 02:18
Москвич Дмитрий Федоров подсчитал, что ощутимая часть его семейного бюджета уходит именно на транспортные платежи. «Отдаю немалые деньги за ОСАГО, регулярно заправляюсь бензином, плачу транспортный налог. В тех случаях, когда нарушаю Правила дорожного движения, штрафы тоже оплачиваю добросовестно. Однако мне совершенно непонятно, почему я езжу по разбитым дорогам с абсолютно нулевой инфраструктурой?» – возмущается мужчина. Он вспоминает, как совсем недавно ездил на машине к своим родственникам в Мордовию. «Это же мрак какой-то: малого того что приходится уворачиваться от рытвин и колдобин, так не найдешь ни нормальных «карманов» вдоль дороги, ни сносных кафе, ни оборудованных туалетов, – продолжает собеседник «НИ». – Это же просто каменный век!» Напомним, в прошлом году Генеральная прокуратура заявила: большинство отечественных магистралей не соответствует нормам. Причем основными недостатками ведомство назвало дефекты дорожного полотна, отсутствие освещения и пешеходных переходов, а также неправильную дорожную разметку.
Дмитрий Федоров говорит, что хотел бы знать, на какие именно дорожные нужды были потрачены его деньги. К примеру, по его словам, в США при строительстве трассы можно видеть информационный щит с указанием стоимости и источников финансирования. «У меня складывается впечатление, что автовладельцев обложили данью: мы платим какие-то безумные деньги, а затем пытаемся даже не ездить, а перемещаться по ужасным магистралям, на которых отсутствует даже минимальная инфраструктура», – сетует г-н Федоров.
Однако разобраться, куда именно были потрачены деньги конкретного налогоплательщика, практически невозможно, констатирует в беседе с «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Если в России в конце прошлого века тот же транспортный налог, уплачиваемый автовладельцами, направлялся на целевые нужды – на строительство дорог, мостов, необходимой инфраструктуры, то теперь все стало общим. Все налоги, которые платят россияне, сливают в «общий котел», где они «растворяются», – объясняет г-н Травин.
Речь идет о ненормальной практике, полагает собеседник «НИ». «Если я еду в автосервис, плачу деньги и прошу поменять глушитель, то мне понятно, на что тратятся мои кровные. А когда мы покупаем ОСАГО, бензин, платим штрафы за нарушение ПДД, мы понятия не имеем, куда все эти колоссальные средства направляются. Строят на них дорогу или же очередной особняк для высокопоставленного чиновника», – разводит руками эксперт.
«Обратная отдача» от налогов, которыми сегодня обложили автовладельцев, действительно крайне мала, заявляет «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Серьезная проблема заключается в том, что на деньги автомобилистов зачастую реализуются вещи, которые в конечном итоге работают против людей, мешают их комфортному передвижению. То есть на наши с вами деньги нам же чинят всяческие препоны». По мнению эксперта, «дорожные деньги расходуются крайне неэффективно», при этом проконтролировать, на что тратятся данные средства, почти невозможно. При этом г-н Похмелкин выразил надежду на то, что созданные в регионах дорожные фонды помогут изменить ситуацию к лучшему.
Начиная с прошлого года, в российских регионах созданы дорожные фонды. Средства указанных фондов планируется использовать только для содержания и строительства автодорог. Основными источниками их пополнения будут транспортный налог, часть акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. Эксперты отмечают: при снижении транспортного налога компенсация объема средств на дорожное хозяйство субъектов Российской Федерации потребует увеличения акциза на нефтепродукты, что неминуемо приведет к увеличению цен на топливо и как следствие – к росту цен на товары широкого потребления, росту инфляции, в связи с чем отмена транспортного налога в настоящее время не планируется. Вот и получается, что количество тех или иных налогов с автомобилистов растет, их суммарный объем также возрастает, однако качество дорог и соответствующей инфраструктуры в стране по-прежнему оставляет желать лучшего. В конце прошлого года министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что создание дорожных фондов не помогло решить проблему недостаточного развития сети российских автомобильных дорог и их качества. По словам высокопоставленного чиновника, «получилось только хуже».
Столкнулись мы и с другим парадоксом: если поначалу россиянам обещали, что транспортный налог может исчезнуть вовсе за счет увеличения акцизов на бензин, то сегодня получается обратное. И налог есть, и акцизы продолжают упорно расти вверх.
В октябре прошлого года президент Владимир Путин заявил, что правительству следует дополнительно повысить акцизы на топливо. Однако позднее, в ноябре, глава государства сообщил, что считает необходимым отказ от транспортного налога за счет увеличения акцизов на бензин. Судя по всему, правительство президента не услышало: с 1 января текущего года ставка акциза на бензин Евро-5 увеличилась почти на 12%, а на бензин класса Евро-3 – на 23%. Кроме того, ставки на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов должны быть проиндексированы во втором полугодии 2013 года в среднем на 6%. Одновременно с января же повысился и транспортный налог: увеличение составило 13%.
Российских автомобилистов и экспертов возмущает и дискриминационный подход к владельцам транспортных средств. К примеру, транспортный налог, который взимается с жителя Москвы или Самары, в разы превышает тот, что платят, скажем, в Дагестане.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Что касается федерального законодательства, то оно лишь устанавливает объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок. «Сейчас мы наблюдаем существовавший советский принцип в действии, когда эффективное предприятие помогало неэффективному собрату, – объясняет Виктор Травин. – Не секрет, что в российской столице полис ОСАГО в среднем в два раза дороже, чем в других регионах, в Москве также выше штрафы, предусмотренные за нарушение ПДД». По мнению главы Коллегии правовой защиты автовладельцев, повышенные сборы с москвичей «базируются исключительно на иллюзорных выводах о том, что люди в столице крайне обеспеченные. Но это полная глупость, потому как хорошо известно, что Москва – очень разнородный город, – отмечает собеседник «НИ». – Да, тут есть крутые дядьки на «Бентли», которым не составит особого труда заплатить лишние три тысячи рублей. Но есть и пенсионеры, которые для того, чтобы оплатить штраф или задранный до высот транспортный налог, будут вынуждены залезть в сбережения, откладываемые на собственные же похороны». Для всех людей, проживающих на территории Российской Федерации, размер налоговых платежей должен быть единым, заявил «НИ» депутат Ульяновской городской думы Геннадий Бударин.
Согласно опросам общественного мнения, около 13% российских автовладельцев вообще не платят транспортный налог. При этом подавляющее большинство респондентов признались, что транспортный налог «изымает» из семейного бюджета менее 10 тыс. руб. в год.
Немецкие автовладельцы возмещают вред, который наносят атмосфере
МНЕНИЕ УЧАСТНИКА