Posted 30 января 2012, 20:00
Published 30 января 2012, 20:00
Modified 8 марта 2024, 05:49
Updated 8 марта 2024, 05:49
Несмотря на то что дракон особенно популярен в Китае, в главной витрине корейский церемониальный халат. Конечно, с вышитым драконом на видном месте. Ведь именно это существо означает королевскую власть. Если судить по выставке, без дракона немыслим ни один восточный дом – как императорский, так и простонародный. В конце концов, дракон отвечает за дождь и воду. И в природе с ним ассоциируются гром-молния. Вот так, если кратко, и можно пересказать идею и воплощение выставки.
Наступивший год Дракона дал музейщикам возможность вынуть все вещи, где фигурирует вышеназванный объект. Плюс еще «поженить» его с птицей феникс. Потому что фениксы чаще всего изображались на женских халатах и кимоно. Правда, фантастическая птица куда как больше прижилась на мусульманском Востоке, в Туркестане, чем в Китае или Японии. Но это не отменяет главной интриги проекта – «обелить» дракона перед лицом московского зрителя. Ведь всем известно, что на гербе столицы святой Георгий наносит мерзкому драконоподобному аспиду смертельный удар, символизируя победу добра над злом. А то, что дракон сам может быть олицетворением мудрости и благочестия – это для нас слишком большая экзотика.
Между тем в Японии китайский символ неба и императора превратился еще и в помощника Будды. Один из самых распространенных изображений дракона (особенно на вазах и в ювелирных изделиях) показывает его гоняющимся за жемчужиной – за буддийской добродетелью.
С бесконечным количеством ассоциаций и образов, связанных с драконом, в музее не особенно церемонились. Просто выплеснули на посетителей столько вещей, сколько поместилось в витринах: вот японская курительница, рядом фарфоровое блюдо, потом еще модель храма, неподалеку самурайский меч, парадные облачения аристократов XIX века, ширмы с перламутровой инкрустацией века ХХ, словно только что поступившие из какой-то рублевской дачи, и венчает все страшно китчевая вьетнамская резьба нашего времени со знаменитым мотивом «Девять драконов». Все века и страны перемешаны. От количества драконов рябит в глазах, и как-то организовать всю эту дичь не представляется возможным. Развернутые описания мелким шрифтом, где намешаны исторические, географические и текстологические сведения, положение не спасают.
И вот тут приходится сетовать на уровень наших «восточных» достижений. В то время как на Западе музеи и институты, занимающиеся Востоком и Азией, – одни из самых прогрессивных заведений, поднимающих острые и актуальные темы, у нас особняк с отличной коллекцией больше напоминает краеведческий музей в провинции. Замшелые витрины и допотопный уровень презентации. И даже тогда, когда сама тема просится в хиты (как в случае с драконом), получается проходной и необязательный проект. А после этого мы удивляемся дикой ксенофобии, тому, что наши граждане узнают об исламе или буддизме, лишь сталкиваясь с храмами и мечетями в турпоездках, путают все восточные традиции и обычаи и изучают символику «восточного календаря» по дилетантским гороскопам.
Впрочем, хоть какое-то движение в Музее Востока по созданию своих оригинальных выставок, вселяет надежду, что пациент скорее жив, чем мертв. Дракон еще и символ вечного движения, перемен – глядишь, поможет раскрутить и здание на Никитском бульваре.