Posted 23 января 2012, 20:00
Published 23 января 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:54
Updated 8 марта, 05:54
Первым отстрелялся театр «Новая опера». Уже несколько лет, и именно в январе, он проводит фестиваль «Крещенская неделя», где не обходится без новинок. И, хотя в этот раз полновесных премьер не было, программа восьмого по счету фестиваля это с лихвой компенсировала. Театр сделал ставку на произведения, которые в Москве давным-давно не слышали, открыв программу оперой Массне «Таис». Сюжет ее, посвященный конфликту язычества и христианства, взят из романа Анатоля Франса. Таис – знаменитая куртизанка IV века, которая отрекается от профессии и прежней веры после проповеди молодого монаха, призвавшего красавицу к духовному спасению. Сбежав из развратной Александрии в египетскую пустыню, она отправляется в монастырь, где умирает, в то время как «упрямый философ» с опозданием понимает, что «нет брони от соблазна», и он любит Таис не платонической, а вполне мужской любовью. Цензурные препоны долго мешали опере быть поставленной в нашей стране: до 1917 года произведение обвиняли в святотатстве, а в советское время – в религиозной пропаганде. Между тем в глубинах «Таис» спрятано знаменитое Meditation (Размышление) для скрипки, чарующая, надо сказать, мелодия. Солисты, хор и оркестр театра «Новая опера» во главе с главным дирижером Яном Латам-Кёнигом выполнили свою задачу, но главной приманкой проекта стала болгарка Соня Йончева (на фото), приглашенная спеть главную партию. Богатый возможностями голос показал, что певица не зря в 2010 году получила первую премию на престижном конкурсе «Опералия» (детище Пласидо Доминго). Главное, в чем убедила исполнительница, – крупным певцом становится тот обладатель голоса, который поет с восторгом. Имеется в виду трудно выразимая словами внутренняя наполненность, значительность творческой личности, позволяющая точно учитывать «предлагаемые обстоятельства» музыки, а голосу звучать с особой, именно в этой партии нужной энергетикой.
В программу «Крещенской недели» входили еще два значительных проекта – оратория Респиги «Христос» с латинским вариантом текстов Евангелий и опера Верди «Ломбардцы в первом крестовом походе», может быть, чрезмерно пафосная и слишком «чувствительная», но с эффектными хорами. Каждая вещь интересна по-своему. Оратория, например, написана композитором в 18 лет, пролежала под спудом почти век, до 1991 года, и «Новой опере» пришлось разыскивать ноты малоизвестного сочинения. «Ломбардцы» не исполнялись в России с конца позапрошлого столетия, последний раз – еще при жизни Верди. «Новая опера» выдвинула несколько важных поводов для возвращения вещи. Это впечатляющие голоса солистов Михаила Губского, Татьяны Печниковой и Сергея Артамонова; как всегда, хороший хор и тщательная работа дирижера Василия Валитова, умеющего держать звуковой баланс и не заглушать пение (качество, которым не могут похвастаться многие его маститые коллеги).
Создатели фестиваля пошли по трудному пути. Они (согласно названию «Крещенская неделя») оставались в рамках христианской тематики, но при этом приобщили публику к произведениям, которые, не будь этого проекта, мы неизвестно когда бы услышали. Взять хотя бы Верди. Он создал 26 опер, но в афишах обычно числятся несколько повторяющихся названий.
То же чувство благодарности нестандартно мыслящим организаторам посетило автора этих строк в Зале имени Чайковского, где прошло концертное исполнение оперы Россини «Дева озера». Снова похожая история: Россини написал около сорока опер, а у нас, как правило, гоняют лишь «Севильского цирюльника» да «Золушку». Красивейшая же «Дева озера» основательно позабыта. И, кажется, тоже с XIX века, когда, спустя пять лет после итальянской премьеры, новинку по балладе Вальтера Скотта поставили в Петербурге. Историю борьбы шотландских кланов в XVI веке, снабженную, как и положено старой опере, любовной историей, теперь спели в рамках абонемента «Оперные шедевры». Мы убедились, что это действительно шедевр романтической музыки, по-россиниевски роскошно мелодичный, чувственный, эмоционально разнообразный. А какую команду международных оперных звезд удалось собрать! Каждого хотелось слушать бесконечно. Двух теноров – респектабельного британца Колина Ли в партии короля Иакова и эксцентричного американца Рэндала Биллса (мятежник Родерик Ду). «Бархатно-нежное меццо-сопрано Карин Дейе из Франции, спевшей главную героиню Елену, прозванную Девой озера. На редкость звучную итальянку Сильвию Тро Сантафе, брючным костюмом вместо концертного платья условно обозначившую свою мужскую партию (рыцарь Малькольм, жених Елены). И участницу молодежной оперной программы Большого театра Нину Минасян, показавшую недюжинные возможности в крошечной партии служанки.
Интерпретация Россини в филармонии стала одним из значительнейших событий сезона. И поводом задуматься, отчего пристрастия наших музыкальных театров так прискорбно одинаковы. Хотелось бы верить, что успех нестандартных проектов подвигнет директоров и худруков к нетривиальному планированию репертуара.