Posted 21 сентября 2011,, 20:00
Published 21 сентября 2011,, 20:00
Modified 8 марта, 02:08
Updated 8 марта, 02:08
Американский штат Индиана стал одним из первых в США, где письмо стало необязательным предметом. Согласно указу департамента образования страны, школы могут учить детей старше восьми лет скорописи (написанию слов слитно), но теперь это будет только на добровольной основе, а основной упор будет сделан на умение быстро печатать. Российской системе образования до таких перемен еще далеко. Даже в технически продвинутой Москве оборудование компьютерных классов планируется закончить лишь в конце 2012 года, а эксперимент по внедрению электронных учебников и интернет-дневников может затянуться не на одну пятилетку. Тем не менее информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уже начали менять лицо современной школы, причем далеко не всегда в лучшую сторону.
Учитель «жжот»
Прогуляться по улицам мировых столиц, рассмотреть все детали шедевров мировой живописи, легко найти любимое место в книге и навсегда забыть о помарках в тетради – такие бонусы предлагает электронная школа. Педагоги отмечают, что обучение с использованием современных технологий нагляднее, легче и, как следствие, привлекательнее для детей. «Школа должна идти в ногу со временем. Я историк и считаю, что в использовании DVD-проектора на уроках истории нет ничего плохого», – говорит «НИ» сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов. «Прямая задача школы – создание у ребенка адекватной картины окружающего мира. Нельзя, чтобы технологии, используемые в школе, отставали от тех, что ему придется использовать во взрослой жизни», – считает член Общественной палаты РФ, директор общеобразовательной частной школы «Наследник» Любовь Духанина.
Более того, эксперты надеются, что компьютеры смогут осуществить то, чего не удавалось добиться десяткам поколений родителей и учителей: сделают контроль над успеваемостью ребенка более прозрачным. Речь идет о введении онлайн-дневников, электронных классных журналов и SMS-оповещений об отметках, которые используются пока в экспериментальном порядке. «Связь школы с родителями сейчас крайне слабая. Взрослые, как правило, очень заняты, им проще получать информацию о посещаемости ребенка через Интернет или по телефону, – говорит «НИ» Андрей Демидов. – Наша школа, например, имеет свой Twitter, учителя ведут свои блоги». По мнению Любови Духаниной, такие новшества дают родителям возможность принять превентивные меры до того, как в четверти появится «пара». «Родитель заранее видит оценки в электронном журнале и может предположить исход, – пояснила «НИ» эксперт. – Часто достаточно просто беседы родителя с ребенком. Негативные оценки, как правило, появляются из-за плохого отношения к предмету, подростковой уверенности в том, что к концу четверти он все исправит. Объяснить, что к чему – задача родителей, а не педагогов». Впрочем, как добавляет президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, ведение электронного журнала и оповещения родителей ляжет на плечи учителей: «И так замученный педагог это проклянет, будет подходить к делу формально и благое начинание превратится в профанацию».
Неоперативная память
По данным доктора психологических наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Любови Черемошкиной, использование компьютера положительно сказывается на механической памяти, как, впрочем, и любая другая активность. Сложная, так называемая долговременная память, напротив, тем хуже, чем больше времени ребенок проводит перед монитором.
«Сложнее становится запоминать материал, труднее оперировать полученной информацией, потому что киберпространство упрощает ее восприятие, – пояснила «НИ» эксперт. – Исследования показали, что у киберигроков со стажем более шести лет скорость реакции вдвое ниже, чем у сверстников, не прикасавшихся к компьютерам. В то же время коммуникативные навыки благодаря Интернету улучшаются, дети становятся более раскрепощенными».
Однако это вовсе не значит, что «компьютерную терапию» стоит прописывать всем детям, имеющим проблемы с коммуникацией. «По данным ряда исследований, компьютеризация образования пока не привела к позитивным изменениям, – говорит «НИ» председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» Константин Ушаков. – Дети не стали лучше, логичнее, сложнее мыслить и излагать свою точку зрения, развитие речи у них происходит медленнее. Более того, у детей из семей с высоким социальным статусом, использующих ИКТ в школе, ухудшаются некоторые интеллектуальные показатели, усиливается клиповость мышления. Для детей из семей с низким социальным статусом ИКТ, напротив, открывают доступ к информации, которую из своей среды они иначе никак бы не получили. Такие ребята не привыкли к компьютеру, в отличие от детей из обеспеченных семей, поэтому ИКТ и оказываются эффективными. Поэтому, на мой взгляд, компьютеризировать школы и классы стоит в зависимости от контингента».
По слогам читать слова
Допустим, негативного влияния новых технологий на качество реального общения можно избежать, отключив школьнику доступ к социальным сетям. Но что делать, когда компьютеры используются не в личных, а во вполне приличных образовательных целях? Эксперты считают, что отрицательное воздействие бездушных машин на детскую успеваемость можно нейтрализовать только грамотным сочетанием новых и старых методик обучения. «Хорошо дать интерактивную картинку перед физическим опытом для большей наглядности. Но в то же время школьник должен уметь вворачивать лампочку, понимать, что она может не гореть из-за того, что просто контакт отошел», – говорит «НИ» Константин Ушаков. По его словам, компьютеры и Интернет также дают хороший стимул к изучению иностранных языков. Впрочем, председатель общественного движения «Московские родители» Галина Шнайдер не согласна с тем, что новые технологии способны воспитать поколение полиглотов. «Мой ребенок какое-то время старался пользоваться онлайн-переводчиком с английского. Вместо того чтобы искать слова в словаре, он забивал целые предложения в интернет-переводчик, при этом слова он не запоминал», – пояснила она «НИ».
Как ни странно, педагоги сходятся в том, что новые технологии стоит использовать в первую очередь для письма. «Мне вообще кажется, что прописи – уходящий жанр, – поделился с «НИ» г-н Ушаков. – Да, письмо от руки развивает микромоторику, но и печатание на клавиатуре может оказаться не таким уж легким занятием. Все-таки при правильном наборе текста надо координировать все пальцы на обеих руках». «Я бы не назвала красивый почерк жизненно необходимым умением, – говорит «НИ» г-жа Черемошкина. – Конечно, переписывание текста от руки помогает лучше запомнить материал, но в каменный век мы никого не тащим. Тот же эффект будет и от перепечатывания, главное, чтобы это не было обыкновенным копированием текста. А чтобы в работе присутствовал элемент творчества, тот же доклад можно дополнить самостоятельно выполненной диаграммой».
А вот в математике, где, казалось бы, электронные технологии более оправданы, гаджеты не приживутся, прогнозируют эксперты. «Решение задач на компьютере намного сложнее, чем старый добрый «ручной» подход: символику очень трудно вводить, а ведь решения могут поменяться в процессе несколько раз, – говорит Константин Ушаков. – Использование ИКТ для вычислений вообще опасно. Дети начинают слепо верить калькулятору, а ведь они должны иметь хотя бы приблизительное представление, правильный ли результат им показала машина, или произошла ошибка при наборе цифр».
Компьютер детям не игрушка
Проблема в том, что единых дидактических материалов, учитывающих новые технологии, в России до сих пор нет. Поэтому обучение, как правило, происходит по принципу «кто в лес, кто по дрова». Ни к чему хорошему этот раздрай не приведет, считает Константин Ушаков: «Учительство поддерживает компьютеризацию школ, потому что это делает профессию современной, улучшает условия труда, делает его разнообразным. Однако лучшие условия труда не означают, что результаты его будут такими же». Сергей Комков еще более категоричен: «Бездумное использование новых технологий убьет образование. Его задача – научить человека мыслить, развивать интеллект, а не щелкать пальцами по клавиатуре».
Спасти отечественную систему образования может только грамотное заполнение появившихся прорех. «Костыль не должен заменять ноги. Компьютеры должны использоваться как средство развития способностей, а не заменять их, – говорит «НИ» Любовь Черемошкина. – На каждом уроке, помимо воспитательной и образовательной работы, должны ставиться развивающие способности задачи. Например, в уроки можно интегрировать дополнительные способы развития памяти, хотя бы заучивать стишки про «крысу-биссектрису». Стоит добавить творчества, спрашивая у детей, какие ассоциации у них вызывает текст. Нужны новые форматы уроков, например, очень важно развивать у детей способности к прогнозированию. Это могут быть годичные индивидуальные проекты или коллективная игра. И наконец, компьютеры способствуют лени, поэтому для эффективного развития личности ребенка нужна достойная мотивация».
ПОЛЬСКИХ ПЕРВОКЛАШЕК МОГУТ ПЕРЕСТАТЬ УЧИТЬ ПИСЬМУ ОТ РУКИ
В ИЗРАИЛЕ УЧАЩИМСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ЗАПРЕЩЕНО ДЕЛАТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ НА КОМПЬЮТЕРЕ