Posted 19 сентября 2011, 20:00
Published 19 сентября 2011, 20:00
Modified 8 марта 2024, 06:12
Updated 8 марта 2024, 06:12
Поправки внесло правительство РФ летом нынешнего года. По замыслу авторов законопроекта, нововведения должны ликвидировать пробел в законодательстве, когда чиновники могли затягивать время рассмотрения жалоб граждан, пересылать жалобы тем, на кого жалуются, и не нести никакой ответственности за отказ в приеме документов или за формальную отписку вместо ответа по существу. Кроме того, пока что жалобы граждан на чиновников рассматриваются в общем порядке обращений в органы власти, когда на ответ дается месяц. В результате быстро обжаловать неправомерные действия чиновников становится невозможно.
Законопроект вводит особый вид обращений граждан в органы власти – «административную жалобу». Это жалоба на неправомерное, по мнению гражданина, решение или бездействие чиновников. Жалобу можно будет подавать в бумажном виде, в электронном через официальный сайт ведомства или единый портал госуслуг, а также по телефону. Срок ее рассмотрения определен в 10 рабочих дней. Если же речь идет об отказе чиновников принять у гражданина документы или исправить допущенные в собственных решениях опечатки, срок рассмотрения таких жалоб составит не более трех рабочих дней.
Чтобы чиновники рассматривали жалобы в установленный срок, за превышение его будут штрафовать. Если чиновник в течение года дважды превысит срок рассмотрения жалобы более чем на пять дней, он заплатит штраф от 3 до 5 тыс. рублей. Требование у граждан документов, не предусмотренных законодательством, также накажут штрафом от 3 до 5 тыс. рублей, равно как и неправомерный отказ в приеме документов. Если же чиновник неправомерно откажет гражданину в удовлетворении жалобы, его оштрафуют на 10–30 тыс. рублей. Наказания для чиновников перечислены в статье 5.59 «Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг», которой дополнят Кодекс об административных правонарушениях.
В конце минувшей недели комитет по конституционному законодательству Госдумы рассмотрел законопроект и рекомендовал принять его в первом чтении уже в эту пятницу. В окончательном виде законопроект может быть принят до конца нынешнего года. Не исключено, что из последней редакции исчезнет упоминание о праве гражданина подавать жалобу по телефону. В заключение комитета по конституционному законодательству Госдумы отмечается, что при подаче жалобы по телефону может оказаться, что жалоба подана «в произвольной форме», а истинный жалобщик неизвестен. Кроме того, депутаты хотят передать контроль над рассмотрением жалоб руководителю органа власти, вышестоящего по отношению к тому, на чиновников которого жалуется гражданин. В первоначальном варианте законопроекта жалобу на чиновников ведомства требовалось подавать на имя ответственного за рассмотрение жалоб заместителя руководителя этого ведомства. Контролировать же рассмотрение жалоб должна комиссия, составленная наполовину из чиновников этого ведомства, наполовину из представителей общественности и обновляемая раз в три года.
БОЛЕЕ 30 ТЫСЯЧ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН ПОЛУЧИЛИ ЗА ГОД В ГИБДД