Posted 13 февраля 2011, 21:00
Published 13 февраля 2011, 21:00
Modified 8 марта 2024, 06:38
Updated 8 марта 2024, 06:38
Адрес в названии выставки – это не место ее проведения, в данном случае здание в одном из переулков Остоженки выступает как главный герой и экспонат. В 1927 году его вместе с друзьями по институту спроектировал и построил Михаил Туркус, только ступивший на профессиональный путь как апологет конструктивизма. Жизнь изрядно обломала крылья выпускнику ВХУТЕМАСа, однако дом в Зачатьевском выжил, превратился в памятник, войдя в когорту домов, созданных архитекторами для себя, чудом выстоял в период лужковской «реконструкции» центра, но главное – сохранил исконных жильцов, семью, для которой он предназначался.
Собственно, о самом доме Туркуса в экспозиции до обидного мало. Несколько небольших фотографий из семейного архива, не слишком представительные книжки и журнальные статьи. Стороннему зрителю довольно сложно понять, что выставка создавалась еще и как напоминание о пока еще «живых» (то есть жилых) домах эпохи конструктивизма. Впрочем, само место для проекта – Литературный музей с его старомосковским, «особнячковым» укладом – располагает не столько к разговору о революционной архитектуре, сколько к тихим семейным посиделкам. Так и вышло: на первом плане здесь оказались графические листы, небольшие картины, созданные разными поколениями Туркусов почти за сто лет. Стоит сказать, что Литературный музей выбран далеко не случайно. В нем работала супруга основателя династии, Наталья Ивановна Туркус, большой специалист по писательским автографам.
Художественная история начинается с раритетных рисунков тушью 1910-х годов Михаила Туркуса, тогда еще ученика строительного училища. Если бы под ними не стояло имя известного конструктивиста, можно было подумать, что эти листочки в духе Бердслея, наполненные эротикой и отзвуками галантного века, вышли из окружения Константина Сомова и «Мир искусства». Перерождение декадента в революционного архитектора – удивительный парадокс всех 1920-х годов. Один из самых больших графических разделов (главным образом по части акварелей) посвящен дочери патриарха Ольге Туркус. Здесь типичные для «шестидесятников» пейзажи с историческим подтекстом, экспрессивная тушь, яркие плакатные образы (например, эскиз афиши для фестиваля молодежи и студентов 1957 года). Сын Ольги Михайловны, Алексей (также профессиональный архитектор), воплотил свой графический талант в анимации. Он создал теперь уже почти классические образы для великого мультика «Буревестник», снимал анимационные фильмы по Хармсу и Шагалу.
На следующем, втором, этаже – третье и четвертое поколение. Оксана Туркус (она же главный устроитель выставки) отдала предпочтение живописи в ее модернистском ключе: сочные пейзажи, натюрморты, портреты, пробившие брешь в академическом живописании 1980-х. Ее сын Иосиф Левитис поначалу вернулся к семейной черно-белой графике, но соединил ее с рок-музыкой и музыкальными аллюзиями.
В принципе каждый из художников мог бы заслужить отдельного разговора и показа. Но пафос всей выставки именно в семейственности. Так вышло, что многие московские художественные династии из каких-то советских ханжеских стереотипов предпочитают «не светиться» в совместных художественных проектах. Михалковы-Кончаловские, Бродские-Решетниковы, Рукавишниковы… Многие пребывают в раздорах, в творческих спорах с отцами и дедами. Династия Туркусов на этом фоне выглядит как цельный и гармоничный арт-проект, который будет продолжаться, пока существует их дом в Первом Зачатьевском.