Posted 25 июля 2010,, 20:00
Published 25 июля 2010,, 20:00
Modified 8 марта, 07:05
Updated 8 марта, 07:05
Когда группу Gogol Bordello хотят представить как «дружбы народов надежный оплот», лидер коллектива и вокалист Евгений Гудзь «выступает» за Украину, седовласый скрипач Сергей Рябцев и аккордеонист Юрий Лемешев «представляют» Российскую Федерацию, один из самых смешных и ярких персонажей – MC Педро Эразо мог бы поднять над собой флаг Эквадора, басист Томми «защищает цвета» Эфиопии, остальные участники «понаехали» из Израиля и Великобритании, а ударник Оливер Шарльз вообще неизвестно как попал в эту шайку-лейку – он коренной американец. Но своим интернационалом коллектив Гудзя кичиться особенно не любит. Во всяком случае, в Зеленом театре Евгений так и не представил московской публике своих музыкантов.
Разухабистой нью-йоркской группе в свое время сильно помогла «выйти в люди» Мадонна, заприметившая Gogol Bordello и высказавшаяся об их творчестве с восторгом. Их Мадонна – это как наша Алла Пугачева, только намного круче, поэтому дела у парней пошли в гору. О них уже и фильм сняли, отлично передающий атмосферу в коллективе: посмотрев картину, хочется, как Венечка Ерофеев, немедленно выпить.
На этот раз музыканты вышли на сцену, сильно опоздав, зато один другого краше. Первый в бандане, в очках и с бородой, похож на гламурного террориста. Второй – в шотландской юбке – килте. Третий – весь в белом. Четвертый – в камуфляже и с аккордеоном в руках. Под стать костюмам у Gogol Bordello и музыка – этакая разлюли-малина, впрочем, хорошо сложенная в единое целое.
Не первый раз приходится удивляться, как точно и удачно нашим эмигрантам удалось экспортировать современную российскую музыку на Запад: все приличное, что можно почерпнуть в русском роке, русском шансоне, русском панке, русском блюзе, русском романсе, взбито хорошим американским миксером, приправлено драйвом и подано к столу, то есть к зрителю. Без труда узнаешь главный признак «очень русской» музыки – «чтобы душа сначала развернулась, а потом свернулась». Вот, кажется, это похоже на «Говорят, мы бяки-буки» из «Бременских музыкантов», а так спел бы Чиж, а эта композиция как будто создана для любого нашего ресторана, а вот именно с таким настроением пели цыгане у Михалкова в «Жестоком романсе»… И так странно при этом слышать английский текст.
Gogol Bordello остается англоязычной группой, но при этом в вокале Евгения Гудзя сложно не заметить русский акцент, примерно такой же, какой был у Петра Налича в песне Gitar. Совершенствовать свой разговорный «инглиш» лидеру команды смысла нет – возможно, именно за «рашн стайл» ему так симпатизировала заокеанская Алла Борисовна. Самое потрясающее, что все это безобразие происходит на фоне того, как наши серьезные музыкальные силы пытаются честно с парадного входа зайти в мировой шоу-бизнес. Валерия осаждает Лондон с поп-фланга, «Мумий Тролль» пытается завоевать Америку с рокапопс-оружием наперевес. Но пока ахов-вздохов по поводу наших «хэдлайнеров» не слышно: доморощенные звезды возвращаются из-за границы без каких-либо успехов.
Gogol Bordello словно издеваются на сцене над подобными попытками, давая понять, что именно они после «Парка Горького» и «Тату» являются главным на сегодняшний день нашим коммерческим достижением в современной музыке. Их стихия – хаос. Евгений Гудзь может снять футболку и посреди песни ударить ею по тарелкам барабанной установки, бэк-вокалисты могут не успевать друг за другом – и от этого ровным счетом ничего не изменится. Эта эстетика Сергея Шнурова с разухабистым драйвом и мощным, «мясистым» звуком смотрится очень эффектно. Тем более что при всем кажущемся разброде и шатании группа, состав которой доходит до 10 человек, хорошо сыграна. Партии (скрипка, аккордеон, гитары, бас-гитара, ударные) отлично сходятся. Gogol Bordello использует в своем арсенале даже свисток.
Свистком орудует главный смутьян эмигрантской бригады – эквадорец Педро. Он выполняет в команде важную роль MC, то есть человека, развлекающего и заводящего публику. Примерно такой же есть у Эмира Кустурицы в его музыкальном коллективе No Smoking Orchestra – Неле Карайлич. Притом что Карайлич является серьезным композитором, написавшим музыку к культовому фильму Кустурицы «Черная кошка, белый кот», на концерте он может запросто добежать по спинкам кресел до амфитеатра и обратно. Вот и эквадорский Педро, быть может, тоже человек недюжинного таланта. Во всяком случае, когда он выходит на первый план, «русский акцент» в музыке Gogol Bordello мгновенно исчезает. Гудзь, правда, держит Педро на коротком поводке: даст немного завести публику, а потом отправляет за какой-нибудь ударный инструмент. Пока свою серьезность эквадорец продемонстрировал лишь в том, что долго просил публику отдать ему шапочку, которую кто-то снял прямо с его головы, когда он под конец концерта прыгнул на руки фанатов в танцпартер. Но головной убор наши зрители так и не отдали, рассудив разумно и патриотично: во-первых, и так жарко, а во-вторых, негоже убивать в наших эмигрантах последние, такие трогательные нотки ностальгии.