Posted 11 июля 2010,, 20:00
Published 11 июля 2010,, 20:00
Modified 8 марта, 06:46
Updated 8 марта, 06:46
Как рассказала «НИ» главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, история пополнения эрмитажной коллекции «расписных оконных стекол, разделенных свинцовыми тягами», не менее увлекательна, чем изучение особенностей творчества мастеров швейцарской школы Средних веков – потомков Священной Римской империи. «Эта коллекция формировалась в Эрмитаже с момента его основания, – пояснила Светлана Адаксина. – В какой-то мере пополнялась она случайно – изящные светоносные миниатюры дарили императорам искушенные ценители швейцарских витражей».
Оказывается, одним из таких собирателей был бывший посол в Вене, действительный тайный советник Дмитрий Татищев. Доподлинно известно, что 24 витража из своей коллекции Татищев завещал Николаю I, которого в те времена часто называли «рыцарственным монархом» за увлечение воинственной атрибутикой. Витражи Татищева пополнили экспозицию Арсенала, – военного музея, созданного Николаем I в Царском Селе. По словам Светланы Адаксиной, благодаря старинному путеводителю по Царскосельскому Арсеналу (составитель Феликс Жиль) историки выяснили, что витражами из коллекции Татищева было украшено центральное окно императорского кабинета в здании Арсенала. Воцарившийся на престоле Александр III расформировал фонды Царскосельского Арсенала и велел передать их в Эрмитаж и разместить в новом специальном отделении Средних веков и эпохи Возрождения. Основу нового отделения составила сенсационная покупка императором в 1885 году коллекции русского дипломата Александра Базилевского.
К сожалению, подробного описания швейцарских витражей, влившихся в коллекцию Базилевского из Царскосельского Арсенала, никто не составил. Но документ, дающий ясное представление об их уникальности, все-таки появился: накануне Первой мировой войны тогдашний директор Императорского Эрмитажа граф Дмитрий Толстой тщательно сфотографировал коллекцию витражей. Эти снимки граф подарил Историческому музею Берна, и вскоре они сыграли свою роковую (а может, счастливую) роль в судьбе швейцарских миниатюр. В 30-х годах, когда советские власти распродавали на Запад музейные ценности, владельцы аукционов Хьюго Хелбинг и Теодор Фишер предъявили снимки и запросили витражи швейцарских мастеров. Так эрмитажная коллекция лишилась 130 лучших экземпляров светоносных геральдических стекол эпохи Средневековья.
«И все же в конце XIX века искусствоведы очень заинтересовались швейцарскими витражами, – пояснила «НИ» старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Елена Шликович. – Одним из таких исследователей был историк искусств Николай Кондаков. Он составил новую экспозицию произведений декоративно-прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения и вместе с коллегами украсил витражами из царскосельского собрания окна бывших помещений Государственного совета, выходившие на Неву. Пронизанные светом витражи создавали в помещении выставочных залов особую атмосферу – благодаря эффекту благородства и рыцарства эта выставка просуществовала более четверти века!»
Как подчеркнула Елена Шликович, из-за советских распродаж в эрмитажной коллекции швейцарских витражей осталось всего пять экземпляров «подписных» работ, то есть расписных стекол с монограммой авторов. Их фамилии в середине прошлого века уже разгаданы, тогда как остальные работы приходится подписывать «неизвестный автор».
Несмотря на советские «потери», в коллекции Эрмитажа все-таки есть витражи всех типов: иллюстративные, гербовые, фигуративные, приветственные, свадебные, со знаменосцем, по вступлении в должность, крестьянские, магистратские. Развевающиеся знамена, рыцарские доспехи, рычащие львы, сцены баталий изображены даже на фоне пасторальных картин крестьянского быта или библейских сюжетов. Дело в том, что в Швейцарии собственные гербы могли иметь не только дворяне, но и все, кто состоял на государственной службе. Поэтому витражные мастера щедро вводили в композиции живописных стекол атрибуты геральдики: это характерная отличительная черта швейцарского витражного искусства.
Пополнение эрмитажного собрания швейцарских витражей происходило в 1918 и в 1919 годах, когда в музеи сдавали частные «экспроприированные» коллекции. В числе прочих четыре чудесных подписных витража были переданы в Эрмитаж в 1923 году после расформирования Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица, для которого богатые меценаты приобретали в Европе ценные предметы декоративно-прикладного искусства (позже это учебное заведение переименовано в Училище имени Веры Мухиной). Именно эти экспонаты представлены сегодня на выставке в Эрмитаже – к счастью, сотрудники музея уберегли остатки витражной коллекции от распродажи, надежно запрятав их в закоулках темных кладовок.