Posted 13 декабря 2009,, 21:00

Published 13 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:13

Updated 8 марта, 07:13

Подсели на «грязные» деньги

13 декабря 2009, 21:00
Директор Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) Антонио Мария Коста выступил недавно с сенсационным заявлением. По его версии, часть банков были спасены от гибели в волнах финансового кризиса отнюдь не благодаря правительственной помощи. Удержаться на плаву им помогли деньги наркобаронов. Международный чинов

Главный борец с незаконным оборотом наркотических веществ уверен: в самые трудные времена, когда банки списывали убытки десятками миллиардов долларов и в буквальном смысле задыхались от недостатка наличных средств, многие были спасены деньгами организованной преступности. В интервью лондонскому еженедельнику Observer он назвал даже сумму «грязных» денег, которая была «отмыта», – 352 млрд. долларов. Г-н Коста отказался называть конкретные банки, которые спасли наркобароны, так же, в конце января этого года, когда он впервые коснулся этой проблемы в разговоре с корреспондентом австрийского еженедельного журнала Profil. Свое нежелание ставить точки над i он дипломатично объяснил тем, что его ведомство призвано бороться с проблемами, а не выдвигать обвинения.

Сенсационное заявление Антонио Косты ставит под сомнение утверждения высокопоставленных чиновников из разных стран, неоднократно заявлявших, что в кризисные времена они надежно защищают свои финансы и экономики от проникновения криминала. Внимание директора УНП, штаб-квартира которого располагается в Вене, к этой проблеме привлекли тревожные доклады разведывательных служб, начавшие поступать из разных стран еще полтора года назад. Эксперты называют ситуацию весьма тревожной, ведь проникновение криминала в финансовую систему грозит труднопредсказуемыми последствиями. Понятно, что за свои деньги наркобароны потребуют что-то взамен. Аналитики полагают, что, получив такой козырь от ооновского чиновника, сторонники ужесточения регулирования в финансовой сфере станут еще настойчивее требовать от МВФ скорейшего принятия новых правил контроля, о которых говорят уже не первый месяц.

Ситуация с ликвидностью начала обостряться еще в последние месяцы 2007 года. Ближе к концу 2008 года настал момент, когда мировая финансовая система оказалась на грани полного паралича из-за того, что банки отказывались давать деньги друг другу взаймы. «Во многих городах и странах, – рассказал г-н Коста британским журналистам, – деньги, полученные от продажи наркотиков, были единственным ликвидным капиталом для инвестиций. Во второй половине 2008 года главной проблемой всех банков была ликвидность. Поэтому ликвидный капитал превратился в очень важный фактор функционирования и самого существования финансовой системы».

Информация о том, что деньги организованной преступности помогли ряду банков пережить самые тяжелые времена, была получена из Великобритании, США, Швейцарии и Италии. Отмытые деньги ушли в экономику и там тоже помогли многим компаниям справляться с кризисными трудностями. В МВФ считают, что крупные американские и европейские банки в результате кризиса между январем 2007 и сентябрем 2009 годов потеряли на «токсичных активах» свыше 1 трлн. долларов и что более 200 финансовых учреждений, специализировавшихся на закладных, разорились. Немало больших банков были или поглощены коллегами, или фактически перешли в собственность правительств своих стран.

Специалисты считают, что большую часть незаконных доходов организованная преступность традиционно получает от торговли наркотиками. По оценкам г-на Косты, общая сумма наркобарышей превышает 400 млрд. долларов в год. Торговцы зельем по традиции держали деньги в наличности или прятали их от властей своих стран в офшорах. В кризисные времена, как выясняется, к этим известным механизмам добавились еще и банки.

"