Posted 7 октября 2009, 20:00

Published 7 октября 2009, 20:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Евгений Стычкин и его сын Лева в образе Чарли Чаплина и Малыша из фильма «Малыш»

7 октября 2009, 20:00
«PRO КИНО» продолжает проект «ЧЕРНО-БЕЛОЕ КИНО», в котором современные звезды предстают в образах героев из культовых фильмов мирового кинематографа

– Женя, одежда помогает вам в работе? Когда вы в костюме своего персонажа, вам легче вжиться в образ?

– Да. Костюм, который на мне сейчас, это одежда из спектакля «Чарли Ча» в театре Луны , где я играл Чарли Чаплина. Мы его делали примерно в течение года и для репетиций мы взяли в театре из подбора несколько вещей гораздо большего размера. Мне сейчас особенно трогательно все это надеть, потому что спектакль больше не идет. И в этом костюме много «пота и крови». Нет, конечно, все очень помогает. Грим очень помогает, костюм.

– А Сталина в спектакле театра «Практика» вы играете без грима… Не страшно было браться за эту роль?

– Да нет, ну страшно очень! Честно говоря, страшно главным образом не с мистической точки зрения. Мы пытаемся разобраться с феноменом такого личного диктата, личного дьявольского участия в истории огромной страны на примере Сталина. Поэтому главное, что очень страшно, это что кто-нибудь может подумать, что мы решили посмеяться. Потому что там есть смешные вещи. Или что мы решили его романтизировать, потому что он влюблен, или что мы решили его оправдать, потому что он бывает милым и очаровательным, и очень переживает из-за того, что есть какая-то несправедливость в жизни. Вот это мне действительно очень страшно, потому что это было бы для меня горем, если бы кто-то решил, что я так думаю о личности Сталина.

– Мне недавно попалась книга второй жены Чарли Чаплина Литы Грей «Моя жизнь с Чаплином», где она рисует такой не очень привлекательный образ своего знаменитого супруга. Как вы относитесь к таким вот интимным воспоминаниям о великих людях?

– Ну, в 99 случаях из ста это попытка людей или оскорбленных, или просто ничего не добившихся в жизни, за счет своей близости к подобному человеку вылезти, показаться. Или просто заработать. Я их не осуждаю, но, конечно, серьезно к этому относиться бессмысленно, тем более что настоящей правды мы ни о чем никогда не узнаем. Каким был действительно Чаплин. Наверное, он был человеком достаточно тяжелым. Но он был гением!

– Чем вас заинтересовал несколько необычный кинопроект «Кошечка» режиссера Григория Константинопольского? (Фильм состоит из четырех актерских монологов. – Прим. авт.)

– Наглостью. Сделать такое кино, когда считается, что мы обязательно должны быть похожи на американский кинематограф, должны ползать пауки, летать ящеры и так далее. А здесь четыре артиста на одном плане! Если этому суждено упасть, я готов упасть вместе с Григорием Константинопольским, а если этому суждено добиться какого-то успеха, мне бы тоже хотелось быть рядом.

– Ваш герой из фильма «Апрель» вполне мог бы стать героем своего времени, как стал когда-то «Брат». А вы согласны с тем, что у нас сейчас время без героя, нет такого однозначного персонажа, который олицетворял бы поколение, как тот же Данила Багров в конце 90-х?

– При том, что фильм «Брат» абсолютно великолепный и герой Сергея Бодрова стоит на отдельном месте в российском кинематографе последних лет, мне было бы очень грустно, если бы мы считали героем нашего поколения, то есть части моей жизни наемного убийцу. Независимо от того, хороший он, или плохой. Просто потому, что убивать нельзя. По мне тогда уж лучше не надо героя, чем это будет убийца, в какой бы очаровательной мужественной оболочке он ни находился. А что касается теперешнего времени… Конечно, с одной стороны, хочется сделать героем хорошего милиционера, хорошего пожарного, прекрасного военнослужащего, гордого, умного политика, и так далее. Но это будет жанр фантастики! Я уверен, что такие люди есть. Но абсолютное большинство настолько отличается от каких-то героических идеалов, что очень трудно заставить зрителя поверить в подобного героя.

– Говорят, что актеры должны быть непосредственны, как дети, всему верить. А вы в себе много находите от того мальчишки, каким были когда-то?

– К счастью, немного, потому что я был ужасным мальчишкой. Вы знаете, актеры должны быть в определенной степени наивными. Если они доверяют режиссеру, а по идее это обязательная конструкция, то они должны крайне мало рефлексировать по поводу того, что он предлагает. Но мне кажется, что артист должен быть очень хорошо образован, он должен очень много заниматься собой, быть абсолютно собранным, адекватным. И эта детскость, о которой мы говорим, должна быть приспособлением, определенным ремесленническим навыком, которым он может пользоваться как инструментом. А то бывает, придет какой-нибудь мальчик, или девочка, и все говорят «ой как здорово, смотри он такой непосредственный, такой ребенок». Но мне-то, честно говоря, это совершенно неинтересно. С ним работать неинтересно. Ну что, тогда с кошкой надо работать, она еще более непосредственна, и мышка, и хомячок. Они чудесные артисты! Поэтому не надо быть, как дети. Надо помнить, как это происходит, и этого достаточно.

– Светлая, ностальгическая печаль по тому, что было в вашей жизни, по каким-то моментам, встречам, ощущениям, вам свойственна?

– Очень свойственна. Я часами могу что-то вспоминать, рассматривать какие-нибудь фотографии. Или приехать в Серебряный Бор, где я провел детство, или надеть этот костюм Чаплина, с которым тоже связано четыре года жизни. Но просто очень важно, чтобы это не мешало наслаждаться настоящим.



Благодарим за помощь в проведении съемок администрацию сада «Эрмитаж», детскую театральную студию «Маленькая Луна», ресторан «Ходжа Насреддин в Бухаре»

«Малыш» (The Kid), 1921

Это первый полнометражный фильм, в котором Чаплин не только сыграл, но и выступил режиссером. Чаплин оказался требовательным постановщиком: из всего отснятого материала в финальный вариант вошло всего два процента материала. Чаплин доказал, что его приемы работ и стилистика работают не только в короткометражках, но и в больших картинах. Партнером Чаплина и исполнителем роли Малыша стал Джеки Куган, сын актера варьете Джека Кугана-старшего, который сыграл в картине роль Дьявола. «Малыш» шёл в прокате с невероятным успехом и стал вторым по кассовым сборам фильмом года.

Подпишитесь