Posted 22 марта 2009,, 21:00
Published 22 марта 2009,, 21:00
Modified 8 марта, 07:38
Updated 8 марта, 07:38
В ситуации кризиса треть российских компаний ликвидировали в бюджете статью «благотворительность», суммарный объем корпоративных пожертвований сократился вдвое. Многие общественные фонды, оказывающие помощь обитателям детских домов и маленьким пациентам больниц (а их среди нуждающихся большинство), полностью переходят на сотрудничество с «частниками». Некоторое оживление наблюдается в последнее время и в волонтерском движении.
Кризис вынудил по-иному взглянуть на многие привычные вещи – в том числе на заботу о нуждающихся. Социологический опрос, проведенный минувшей осенью, показал, что каждый второй житель крупных городов хотя бы раз в год жертвует определенную сумму. Правда, многие под благотворительностью понимают милостыню, помощь, оказанную напрямую, минуя фонды и некоммерческие организации. При этом лишь 24% слышали об акциях по сбору денег и вещей. Сказывается наша традиция: благотворительность в старой России лежала на плечах церкви, царской семьи и купцов, а затем и крупных предпринимателей.
В 1990-е годы вся надежда новоявленных профессиональных филантропов была на частный капитал: компании расходовали на социальные проекты до 10% прибыли. Причем чаще не от какой-то особой широты души, а просто потому, что такие условия игры диктовало государство. В США же, например, благотворительностью занимаются не столько компании, сколько частные лица. Средняя американская семья тратит до 4% годового дохода на благотворительные цели. Пожертвования частных лиц составляют от 50 до 80% бюджета некоммерческих организаций. Активно заняты благотворительной деятельностью около 100 млн. жителей Штатов, тогда как у нас – восемь.
С началом кризиса практически все российские фонды помощи больным детям и воспитанникам детдомов оказались на грани выживания. «Поступления от наших корпоративных партнеров сократились примерно вдвое, – сообщила «НИ» представитель фонда «Поделись теплом» Анастасия Минеева. – И в дальнейшем будет только хуже. Насколько мне известно, такая же ситуация сегодня у всех». К примеру, в фонде «Подари жизнь» в январе прошлого года больше половины финансирования обеспечивали компании, а в этом году – 21%. По данным информационного центра «Благотворительность в России», 27% российских компаний вообще ликвидировали в своих бюджетах статью «благотворительность».
Однако есть основания надеяться, что кризис вынудит простых россиян творить добро. Немецкий социолог и экономист Макс Вебер утверждал, что «объем благотворительности в большей мере зависит не от благосостояния жертвующих, а от потребностей страждущих». И даже сокращение доходов у жертвователей все равно приведет к увеличению общего объема пожертвований.
Не так давно, 14 февраля, корреспондент «НИ» поучаствовала в акции фонда «Хорошие люди», который устроил благотворительную ярмарку. Деньги от этой акции пойдут на операции детям, страдающим пороком сердца. За один день было собрано около 90 тысяч рублей. По словам директора фонда «Детские сердца» Екатерины Бермант, в прошлом году они оплатили 212 операций. «В случае, когда ребенка отделяют от смерти шесть тысяч долларов, его жизнь зависит только от благотворительности, – говорит «НИ» Екатерина. – Сами понимаете, даже в Москве это большая сумма, что уж говорить о регионах. Собранных 14 февраля средств хватит на одну операцию, может быть, на две. Но это уже результат! Нам, несмотря на кризис, сейчас везет, потому что фонд не завязан на корпорациях. У нас только два крупных дарителя, и, кстати, они нам как помогали, так и помогают. А в основном деньги поступают от частных лиц. Если раньше они перечисляли, допустим, десять тысяч, то сейчас – три, но все равно перечисляют».
Дело молодое
По словам социологов, если раньше возраст частных жертвователей составлял 35 лет, то теперь – 25. Это, главным образом, пользователи Интернета – и неудивительно, что в последние пару месяцев чаще посещаются специализированные страницы на сайтах благотворительных фондов, где можно сделать пожертвование с помощью банковской карты или переводом с банковского счета.
По мнению исполнительного директора Центра развития некоммерческих организаций Евгения Мачнева, на ситуации сказалось, как ни странно, то, что вследствие кризиса произошло высвобождение кадров. «У сокращенных менеджеров пока еще есть деньги и время, – поясняет «НИ» г-н Мачнев. – Плюс срабатывает мифология кризиса: кругом беда. Это подвигает людей помогать друг другу более активно». Не исключено, что кто-то из «белых воротничков», оказавшихся за порогом родного офиса, не только сделает посильный взнос в один из фондов, но и станет его сотрудником. Среди объявлений о вакансиях в Сети попадаются достаточно привлекательные. К примеру: «Координатор волонтерских групп. Заработная плата от 40 тыс. рублей. Серьезная профессия, высшее образование, опыт проведения массовых мероприятий».
«Нам очень часто звонят соискатели, – сообщила «НИ» Елена Шеварденидзе из «Клуба Наблюдающих за облаками» – фонда, разместившего объявление. – И, скорее всего, это связано не только с нынешней кризисной ситуацией, но и с возрастающим интересом к волонтерству».
Эксперты относятся к ситуации более скептически. «Наши люди в состоянии вынужденной бездеятельности сильнее, чем люди на Западе, склонны впадать в апатию. Тревога парализует их волю, – так оценил в беседе с «НИ» шансы соотечественников на массовую благотворительность руководитель Центра психологии и социальной медицины Евгений Шапошников. – Где уж там ждать помощи другим!»
Тем не менее, по материалам опроса Высшей школы экономики при участии фонда «Общественное мнение», каждый третий россиянин готов работать в НКО за деньги, а каждый четвертый декларирует готовность стать инициатором создания НКО.
Эффект знакомого лица
Заметим, что источники финансирования благотворительных фондов на Западе и в России различаются не только количеством частных жертвователей. Путь в волонтеры в США и Европе чаще всего пролегает через так называемое «сторонничество». Это люди, которые материально поддерживают одну и ту же организацию на протяжении многих лет. Сумма, которую ежемесячно перечисляют «сторонники», – 5–10 евро в Германии, несколько фунтов в Великобритании. В Мемфисе (США) есть детский госпиталь, бюджет которого составляет свыше 1 млн. долларов в сутки – лечение в нем целиком проводится на средства «сторонников».
В их поиске НКО используют все доступные средства – присылают письмо по Интернету, звонят в квартиру с предложением оформить заявление в банк или подходят на улице. В компаниях широко распространена модель payroll giving – программа частных пожертвований сотрудников. При этом человек сам определяет адресата и размер пожертвования, а средства удерживаются при расчете зарплаты. Популярность таких программ обусловлена их простотой и удобством.
И все же в России уже есть несколько благотворительных организаций, собирающих значительные суммы, работая с «частниками». К примеру, поступления в фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь» в прошлом году составили 170 млн. рублей – в два раза больше, чем в 2007-м. В январе пожертвования равнялись 17 млн. рублей. Так что нынешний год может побить рекорд.
Правда, секрет успеха эксперты объясняют «лицом фонда». Мировая практика показывает, что именно такие фонды оказываются в лидерах. Вопрос только в том, чтобы эти лица найти.
ПОЛЬСКИМ МЛАДЕНЦАМ ДАРЯТ ЖИЗНЬ ЧЕРЕЗ ОКНА
В ШТАТАХ БЛАГОТВОРИТЕЛИ ИЗБАВЛЕНЫ ОТ НАЛОГОВ
В ШВЕЦИИ НЕОТЛОЖНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПОЧТИ БЕСПЛАТНЫ
НА УКРАИНЕ БОЛЬНЫМ ДЕТЯМ ПОМОГАЮТ И ПОЛИТИКИ, И ЗВЕЗДЫ ШОУ-БИЗНЕСА, И СПОРТСМЕНЫ