Posted 6 октября 2008, 20:00

Published 6 октября 2008, 20:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Новые сказки о старом

6 октября 2008, 20:00
В минувшую пятницу в Москве открылся V международный фестиваль театров кукол имени Образцова. Кукловоды из Италии, Франции, Испании, Бельгии, Чехии, Израиля, а также из городов России подготовили к смотру лучшие достижения кукольного искусства. На церемонии открытия по театральному подиуму прошлись все виды кукол: мари

В вестибюле участников и зрителей приветствовали марионетки, а в фойе разыгрывалась драматическая история Петрушки. Один из гостей не смог разлучиться со своей большой куклой, пришел на открытие за руку вместе с ней, усадил возле себя в зале, но она заняла сразу два кресла и вскоре ее, увы, потеснили. Артисты и режиссеры сетуют, что примерно так же люди теперь теснят кукол на театральной сцене. По крайней мере на российской.

Собственно церемония началась парадом всех кукол мирового театра. Первыми на сцену вышли древние африканские маски, их сменил китайский лев, недавно отпраздновавший свое столетие, а следом выплыл «символ счастья» – трехметровый дракон, осторожно извивающийся в умелых руках кукловодов. Наконец, луч прожектора ударил в балкон над сценой, где появился всемирно известный конферансье Эдуард Апломбов из легендарного спектакля театра «Необыкновенный концерт». В этом году спектакль был сыгран 9000-й раз, и это действительно необыкновенно. Кукол сменили живые артисты и музыканты, каждому из которых Екатерина Образцова (внучка основателя театра и его нынешний режиссер-постановщик) подарила памятную перчаточную куклу Тяпу, этого «самого старого ребенка в мире», как называл ее Сергей Образцов. Словом, классики жанра открытие не проигнорировали.

Вторым актом программы значился спектакль бельгийского режиссера Хосе Беспросванного «По поводу Баттерфляй». Эта трагедия по мотивам оперы Пуччини разрушает все еще бытующий стереотип, что театр кукол – для детей. Поставлен спектакль в традициях японского театра Бунраку. Главной его особенностью является присутствие на сцене чтеца, а куклы служат лишь иллюстрацией к тексту сказителя. Хосе Беспросванный не изменяет последним тенденциям жанра, когда материальной куклы мы на сцене уже не найдем. А только увидим ее в видеосопровождении на заднике сцены вместе с пояснительными английскими субтитрами. Иллюстрации кукол Кена и Барби чередуются с кадрами катастроф и выступлениями действующего американского президента. Страшно заканчивается действо – кукловод направляет в сердце героини кинжал, и та сгорает от предательской любви.

Сейчас кукольный театр находится в поисках современного голоса, современной драматургии. Новому поколению нужны новые сказки о старом. Проблема репертуара пока так и остается нерешенной: драматурги почти не обращаются к кукольному жанру. Нынешний съезд кукольников, как надеются организаторы, все-таки подтолкнет его развитие.

Церемония открытия завершилась на улице ожиданием боя знаменитых сказочных часов на здании Театра имени Образцова. И вот ровно в десять, как, собственно, и каждый час, открывается одно из окошек и появляется ослик с балалайкой. Дети на разных языках от радости кричат. Значит, все не так уж плохо.

Подпишитесь