Posted 13 ноября 2007, 21:00

Published 13 ноября 2007, 21:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Мертвое море

13 ноября 2007, 21:00
Вчера в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования заявили, что несколько тысяч тонн серы, попавших в Керченский пролив после кораблекрушения в минувшие выходные, могут привести к новым природным катаклизмам – кислотным дождям. Правда, специалисты в области химии и экологии говорят о том, что гораздо боль

Уже со вчерашнего утра в районе Керченского пролива вновь усилился юго-западный ветер. Его порывы достигли даже далекого Краснодара. В краевом центре слетали с крыш листы шифера, падали тополя, разбивая машины и киоски. К счастью, обошлось без человеческих жертв. На море тем временем полным ходом шли спасательные работы: более полусотни судов укрылись от шторма за украинской горой Фонарь, пережидая там непогоду. Вчера на берегах, загаженных мазутом, кипела работа по очистке. В порту перекачивали мазут из поврежденного танкера, но приступить к полноценной спасательной операции опять не позволила погода – волны к вечеру вновь стали достигать пятиметровой высоты.

Игорь Голубенков, житель станицы Тамань, сегодня так и не смог проехать на косу Тузла – там работают десятки «КамАЗов», погрузчики, сотни людей, в основном морские пехотинцы из местного полка. Они собирают мазут вперемешку с водорослями и погибшей птицей, все это отвозится в карьер и сжигается. «Если бы сейчас засыпали промоину между нашей косой и украинским островом, тогда бы весь мазут можно было собрать, не дать ему уйти в Черное море. Но пока тут пограничная зона, то проводить какие-то работы по установке заграждений нельзя», – рассказал «НИ» г-н Голубенков. По его мнению, остается надеяться на встречу российского и украинского премьеров в Анапе, о которой было официально объявлено. После обеда работы на Тузле и вовсе были приостановлены. Один из погрузчиков зацепил и вывернул на поверхность советскую авиабомбу времен Второй мировой. На разминирование отправились саперы из ОМОНа.

На побережье – масса погибшей птицы и рыбы. Георгий Штомпель, госинспектор охотнадзора Темрюкской инспекции рассказал, что ко вторнику погибло более 20 тысяч птиц, еще примерно столько же умрут в ближайшее время. «В основном это лысуха, нырки, бакланы. Нашли пару погибших лебедей, фазанов», – сообщил он «НИ».

О том кто виновен в гибели людей и природы, рассказал «НИ» депутат городского совета Темрюка Вадим Новопашин: «Перевалка нефти, газа сама по себе опасна, особенно в малоприспособленных местах, таких, как порт «Кавказ», где нет подходящей бухты. Но Таманский полуостров стали разрабатывать нефтяники и газовики, которые ставят вышки буквально в самых заповедных уголках». Андрей Рудомаха, координатор общественной организации «Экологическая вахта по Северо-Западному Кавказу», бороться с перевалкой опасных грузов в Керченском проливе начал несколько лет назад. «Корни случившегося лежат в том, что в Керченском проливе в 1999 году был организован фактически новый «плавучий» нефтехимический порт, через который по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перевалка нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений с маломерных судов на крупнотоннажные». От россиян решили не отставать и украинские коллеги из Керчи. Поэтому в таком опасном месте, по словам г-на Рудомахи, всегда скапливалась масса судов с опасными грузами, что и превратилось в мину замедленного действия. «При этом ни в порту «Кавказ», ни в Керченском порту не были организованы эффективные системы ликвидации аварийных разливов нефти! – возмущается эколог. – И при этом использовались суда, совершенно неприспособленные к таким перевозкам, зачастую полностью устаревшие».

Вчера к работе по ликвидации нефтяных пятен приступили 612 человек, задействовано 89 единиц техники. В операции принимают участия не только сотрудники МЧС, но морпехи, подразделение коммунальных служб Краснодарского края и многие другие министерства и ведомства России. «Уже определены места, куда выбрасывается нефтепродукт, – сообщили «НИ» в Южном региональном центре МЧС России. – Пятно диаметром 800 на 10 метров находится в районе поселка Ильич. Загрязнено все побережье по косе Тузла». Спасатели говорят, что сейчас в первую очередь необходимо утилизировать мазут, попавший в море. Но труд их, как признают сами представители МЧС, малоэффективен – неблагоприятные погодные условия сильно осложняют работу. «Необходимо выставить вокруг пятен ограждения, – говорит «НИ» сотрудник МЧС. – Но волнение моря не позволяет приступить к их установке. Погода влияет на все».

С тем, что ущерб природе окажется катастрофическим, согласны все, разногласия лишь в деталях. К примеру, в Росприроднадзоре уверены, что затонувшие в море тонны серы отзовутся кислотными дождями. Правда, эксперты сомневаются в этом прогнозе. «Не совсем понимаю, как могут выпасть кислотные дожди, ведь тогда сера должна как-то попасть в атмосферу, должна испариться вместе с водой, – удивляется сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. – Каких-то смертельных последствий и тяжелых реакций от попадания серы не произойдет. Сера так и останется серой, а от нефтепродуктов действительно большой вред». С этим согласна и профессор Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева Наталья Кручинина: «Сера достаточно инертное в химическом отношении вещество. Она не взаимодействует с водой, в том числе и с морской. Попадание серы в Черное море приведет к локальному загрязнению глубоководных зон сероводородом и другими соединениями серы. Отличительная особенность Черного моря, что на большой глубине оно насыщенно сероводородом, теперь же его станет больше. Гораздо большую угрозу для экологии представляет тяжелая нефть, разлив которой и произошел в месте крушения кораблей. Такой нефтепродукт очень быстро оседает на дно и потом десятилетиями подвергается деструкции».

В южном региональном центре МЧС России сообщили «НИ», что масштаб разлива нефти беспрецедентный: «Сегодня в сторону отколовшейся части танкера «Волгонефть-139» пошел танкер, с которого постараются перекачать нефтепродукты. Уже вылилось около двух тысяч тонн мазута и может вылиться еще. Собрать все вряд ли удастся».

Подпишитесь