Posted 6 ноября 2007, 21:00
Published 6 ноября 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:23
Updated 8 марта, 08:23
Как бы ни важны были углеводороды, золото в экономике – все еще всему голова. Эта аксиома еще несколько лет назад была подвергнута серьезной проверке, когда «презренный металл», как казалось, становился таковым безо всяких кавычек. С 1997–2002 гг. стоимость тройской унции (31 г) снизилась с 410 до 250 долларов. Однако падение это, как потом выяснилось, было не более чем временным колебанием. Следующее пятилетие ознаменовалось невиданным по масштабам ростом, сейчас цена унции золота уже превысила отметку в 800 долларов и останавливаться на достигнутом, судя по всему, не собирается.
Во многом это объясняется тем, что ситуация в мировой экономике от идеала, прямо скажем, далека. Курс самой надежной еще сравнительно недавно американской валюты, к которой привязано большинство стран, пикирует, и золото в этой ситуации остается чуть ли не единственным островком стабильности и роста. Но для России островок этот мал до неприличия: золотой запас нашей страны составляет на сегодняшний день чуть более 400 тонн. Для сравнения: в драгоценных закромах США сейчас лежит 8 тыс. тонн золота, а СССР к началу перестройки располагал 2,5 тыс. тонн. Доля рыжего металла в золотовалютных резервах РФ лишь немного превышает 2%. И, судя по нерадостным прогнозам золотопромышленников, рассчитывать на перелом тенденции в обозримом будущем не приходится. Между тем еще два-три года назад считалось, что у отрасли блестящие перспективы.
В 90-е, напомним, добычу практически забросили. На просторах страны разгуливали около 5 тыс. частных артелей, снимавших сливки и глубоко в недра не зарывавшихся. Был даже период, когда обработка золотой руды считалась бизнесом малорентабельным. Но цены взлетели вверх, и на российские месторождения выстроилась очередь из крупных компаний и холдингов. Ситуация заметно облегчалась тем, что особых усилий для геологоразведки на первых порах не требовалось – все месторождения были открыты и подробно описаны еще во времена СССР. Однако новой «золотой лихорадки» не произошло.
На вопрос, почему, «НИ» ответил заместитель заведующего отдела прогноза развития минерально-сырьевой базы Всероссийского института экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС) Владимир Заверткин. «Закрылся на реконструкцию, в частности, рудник имени Матросова, добывающий золото на крупнейшем месторождении России – Наталкинском, – объяснил специалист. – Предполагается, что его снова введут в строй в 2010 году». И этот, казалось бы, частный случай, по словам эксперта, отражает общую тенденцию в работе российских золотодобытчиков. «Практически исчерпались россыпи, за счет которых увеличивалась добыча ранее, и рассчитывать на то, что удастся открыть новые, не следует – золото придется добывать из руды. Однако и рудные месторождения бывают разные. Сейчас все чаще приходится работать с большими, но не самыми насыщенными запасами».
Это, в свою очередь, требует высокой технологической подкованности, а как раз ее российским предприятиям и не хватает, считает аналитик ИК «Финам» Денис Горев. «В том, что добывающие компании не обладают технологиями для работы с труднодоступными месторождениями, доля правды есть. Однако во многом на низкие результаты отрасли повлиял и долгий период низких цен. Золотая промышленность инерционна, для разработки месторождения требуется зачастую несколько лет – на месте нужно создать инфраструктуру, построить горно-обогатительный комбинат и так далее. Все это быстро не делается», – констатирует собеседник «НИ».
Между тем Россия отнюдь не является страной, изначально бедной золотом. На 2005 год доказанные запасы составляли почти 3 тыс. тонн. А ведь никакой геологоразведки в последние 15 лет толком не проводилось. По мнению г-на Заверткина, по запасам РФ находится на третьем месте в мире и туда же может выйти по объему добычи. Но только если наладит ситуацию в отрасли. Впрочем, есть и еще одна проблема. Даже добывающееся в небольших количествах золото сейчас утекает мимо государства – нормальной системы госзакупок сейчас, по сути дела, нет. И вполне возможно, что в будущем добываемый из российских недр драгметалл пополнит китайские или американские хранилища.