Posted 10 сентября 2007,, 20:00
Published 10 сентября 2007,, 20:00
Modified 8 марта, 08:29
Updated 8 марта, 08:29
– Николай Николаевич, недавно завершились военные учения стран ШОС «Мирная миссия-2007». Что, с вашей точки зрения, должна была продемонстрировать эта «миссия»?
– Учения «Мирная миссия-2007», безусловно, одно из самых заметных событий текущего года в сфере решений проблем глобальной безопасности. Они показали, что и помимо НАТО в мире есть силы, способные взять на себя ответственность по обеспечению региональной безопасности. Члены ШОС – игроки мирового масштаба с хорошим потенциалом. Многие участники «Мирной миссии-2007», а если точнее, то все, за исключением Китая, являются и членами ОДКБ. Именно поэтому ОДКБ и ШОС должны объединить свои усилия: от этого все только выиграют.
– Станет ли в перспективе ОДКБ некой альтернативой НАТО?
– ОДКБ выступает за сотрудничество с НАТО, а не за противодействие ему. ОДКБ, как и ШОС, не аналог Организации Варшавского договора периода холодной войны. Ни в одном документе ОДКБ и ШОС нет пункта о противостоянии НАТО.
А вот сотрудничать с НАТО мы могли бы весьма эффективно. Например, в Афганистане, в борьбе с наркотрафиком. Попытки некоторых западных политиков найти врага говорят только о том, что они отстали от века. То у них враг Китай, то Россия, то Белоруссия. Сегодня уже всем ясно: план США по устройству однополярного мира провалился. И не потому, что этому помешали Россия, Китай или Ирак. Этот план отвергла сама жизнь. Сегодня есть многополюсный мир: КНР, возрождающаяся Россия, Европа, США.
– А как вы видите перспективы совместных действий ОДКБ и ШОС?
– Прежде всего ОДКБ и ШОС не надо создавать дублирующие структуры. Например, в ОДКБ отработан и успешно действует механизм по противодействию наркотрафику. Мы можем передать наш опыт коллегам из Шанхайской организации. Спецслужбы Китая, а также 16 других стран мира, уже второй год участвуют в антинаркотической операции ОДКБ «Канал».
В интересах безопасности ОДКБ и ШОС могут сотрудничать и в политической области, координируя продвижение своих инициатив, например, в ООН. Третье направление сотрудничества – противодействие терроризму, политическому и религиозному экстремизму. Центральная Азия с учетом фактора Афганистана – это очень неспокойный регион. Необходима и совместная борьба с незаконным оборотом оружия и радиационных материалов, с транснациональными организованными преступными группировками.
Отмечу, что в ОДКБ есть много того, чего нет в ШОС. Например, соглашение о статусе коллективных сил, в соответствии с которым мы можем оперативно решать вопросы переброски воинских частей из одного государства – члена организации в другое. А это весьма важно в рамках реализации основополагающей, как я считаю, статьи 4 Договора о коллективной безопасности, где зафиксировано, что агрессия против одной из стран – участниц ОДКБ является агрессией против всех. Кроме того, в формате нашей организации есть система преференций. Например, когда государства закупают вооружения на заводе-изготовителе по внутренним ценам. Есть соглашение по бесплатной и льготной подготовке военных кадров.
– Возможно ли проведение совместных учений вооруженных сил стран – членов ОДКБ и ШОС?
– Конечно. Все зависит от политической воли государств-членов. Лично я глубоко убежден, что такие учения надо проводить под двумя флагами: ОДКБ и ШОС. Во-первых, это будет совершенно особый политический резонанс в мире. Во-вторых, будет более полный перечень участников, которые проповедуют единые подходы в сфере безопасности. И к потенциалу ОДКБ добавится потенциал Китая, а к потенциалу ШОС – потенциал Армении и Белоруссии. Скажу более: я сторонник регулярного проведения подобных совместных учений.
– А что вы скажете о реакции Запада на такую постановку вопроса?
– Мы отрабатываем на своих учениях контртеррористическую тематику, а не наступательные операции против третьих стран. Ничего плохого в этом нет. Поэтому наших совместных действий должны бояться террористы и наркодельцы, а не Запад! Самое главное – то, что учения будут полезны для стран – участниц ОДКБ и ШОС. Наша задача – обеспечить стабильность в своих регионах, что влияет на поступательное экономическое развитие государств, на решение имеющихся социальных проблем.
– Но недавно президент России принял решение о приостановке действия для нашей страны Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и объявил о возобновлении регулярных полетов стратегической авиации над Атлантикой.
– Эти меры российского руководства мне близки и понятны. Они полностью адекватны современным вызовам и угрозам. Россия восстанавливает свой потенциал, утраченный в 90-х годах. И, не скрою, мне это очень приятно. Я всю жизнь занимаюсь вопросами безопасности. И меня профессионально волнует то, что сегодня происходит вокруг границ всех стран ОДКБ: создание ПРО в Европе, новых военных баз, продолжающееся расширение НАТО на Восток. Зачем вокруг нас создавать или восстанавливать военную инфраструктуру? Развертывание систем ПРО в Европе, убежден, качественно меняет ситуацию, так как фактически означает приближение ядерного потенциала США к границам государств – членов ОДКБ. Нас беспокоит создание военной инфраструктуры США в Средней Азии, на Кавказе. Военные объекты всегда и везде создаются под конкретные военные задачи. Вкладывать в них сотни миллионов долларов никто просто так не будет. Против кого эти военные приготовления и программы? Против КНДР?
– В 2007 году ОДКБ отметила 15 лет. Какие события были главными в истории вашей организации?
– С момента подписания Договора о коллективной безопасности в 1992 году до 2000 года, честно говоря, ничего особого не происходило: была стагнация, как в СНГ и многих других организациях. Но после известных событий 1999–2000 гг. в Киргизии, куда вторглись отряды исламистских боевиков, ОДКБ стала оживать. Сегодня ОДКБ предлагает не эфемерные, а реальные гарантии безопасности всем ее участникам.
– От разных политиков приходилось слышать об угрозе «цветных революций» для стран ОДКБ. Что вы думаете по этому поводу?
– ОДКБ создана для отражения внешнего вторжения, для защиты территориальной целостности и суверенитета государств-членов, но не предназначена для вмешательства во внутриполитические процессы. Последнее – дело каждого государства. В противном случае наша организация может превратиться в жандарма. В формате ОДКБ мы никогда не отрабатывали никаких войсковых операций для спасения того или иного режима. Но если внешние силы пытаются дестабилизировать ситуацию, то ОДКБ должна пресекать такие попытки.