Posted 13 ноября 2006, 21:00

Published 13 ноября 2006, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Еще одна игра

13 ноября 2006, 21:00
Вчера западная корпорация Citigroup опубликовала отчет, в котором объем первичных публичных размещений российских компаний в 2006–2007 годах оценен в размере 38,3 млрд. долларов. Это, как отмечают аналитики, почти в семь раз больше, чем за все прошедшее десятилетие. Впрочем, особой радости по этому поводу отечественные

Напомним, что под аббревиатурой IPO кроется всего лишь публичное размещение акций на рынке ценных бумаг (по-английски – initial public offering). Это считается одним из наиболее эффективных способов привлечения иностранных инвестиций. Компания в этом случае не только привлекает дополнительные средства, но и обретает ряд других преимуществ. К примеру, в 3–5 раз повышается рыночная оценка предприятия, растет ликвидность его акций. Кроме того, повышение общего статуса позволяет налаживать тесные коммерческие связи за рубежом и усиливать экономическую безопасность владельцев компании.

По данным Citigroup, всего в этом и следующем году IPO проведут 48 российских компаний, тогда как с 1996 по 2005 год на западные фондовые рынки вышло лишь 26 отечественных эмитентов. Объемы размещения акций в этом и следующем годах будут почти равными, примерно по 19 млрд. долларов. В 2006 году запланированная цифра уже достигнута благодаря выходу на рынок «Роснефти». Долго этот бум, впрочем, не продержится, и уже в 2008 году дело пойдет на спад. В год президентских выборов России, прогнозируют западные аналитики, объем первичных размещений упадет до 4 млрд. долларов.

Любопытно, что очевидные плюсы этого инструмента до недавнего времени не пользовались широкой популярностью среди российских бизнесменов, которые предпочитали утолять финансовый голод внешними займами. «По предварительным оценкам, за третий квартал этого года российские компании заняли за рубежом примерно 250 млрд. долларов. Эти деньги идут на приобретение новых активов и реструктуризацию старых займов. Однако такой источник не бесконечен, и наши компании начинают это понимать», – рассказал «Новым Известиям» главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец. По его словам, раньше отечественные компании размещались в основном на Западе, однако сегодня выходят и на российские фондовые рынки. «Возросли котировки страны, повысились наши фондовые индексы, что и стимулирует российский бизнес обращаться к инструменту IPO», – полагает эксперт.

Ведущий аналитик ГК «Регион» Валерий Вайсберг причины массового увлечения IPO видит, прежде всего, в самом государстве. «Государство изменило подход к управлению своими активами, подобрав хорошую альтернативу приватизации – IPO», – пояснил «НИ» специалист. По его словам, в предстоящих объемах публичных размещений основной удельный вес придется именно на компании с госучастием. «В ходе IPO Сбербанк планирует привлечь 9–10 млрд. долларов, Внешторгбанк – 2,5 млрд. Кроме того, часть финансов привлекут дочерние компании РАО «ЕЭС России», – отметил аналитик. Между тем сам выход госкомпаний на западные фондовые рынки эксперты не особенно приветствуют, отмечая, что IPO повышает капитализацию компании. А раз так, то государственное участие в нашей экономике с каждым годом будет лишь возрастать, а принципы рынка таять.

Подпишитесь