Posted 31 октября 2006, 21:00
Published 31 октября 2006, 21:00
Modified 8 марта, 08:54
Updated 8 марта, 08:54
Редкий слушатель способен побывать на всех его концертах (фестиваль длится около месяца, представляя новые сочинения отечественных композиторов и их зарубежных коллег). Опера Щедрина придала форуму государственный статус. Перед началом концерта министр культуры Александр Соколов зачитал приветствие от президента РФ Владимира Путина и передал Борису Тевлину, руководителю Камерного хора Московской консерватории, исполняющего оперу, поздравительную телеграмму президента по случаю юбилея. А присутствие на концерте друзей композитора и его супруги Майи Михайловны Плисецкой (легендарная балерина настолько заинтересовалась оперой, что присутствовала на ее репетициях), превратила концерт в изысканное светское мероприятие.
Музыкальная составляющая от этого нисколько не пострадала. В наше время пишут не слишком много опер. А оперы, связанные с русской литературой и историей, и вовсе можно пересчитать по пальцам. Большинство из них написал Родион Щедрин: «Мертвые души», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел». Но даже он никогда не заходил так далеко в прошлое: время действия «Боярыни Морозовой» – эпоха церковного раскола, а тема – страдания, которые претерпела Морозова во имя веры. Она была самой богатой женщиной в России и невесткой Бориса Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича. Отец Петра I, получивший прозвище «тишайший», на самом деле не отличался кротостью нрава. По его приказанию убили маленького сына Морозовой, ее истязали и пытали, и уморили голодом в земляной тюрьме. Чем объяснить подобную жестокость? Кажется, только фразой, что от любви до ненависти один шаг.
Чтобы еще больше обострить конфликт в «Боярыне Морозовой», Щедрин использовал принцип античной трагедии. В его опере участвуют только четыре героя – Боярыня Морозова (Лариса Костюк), царь Алексей Михайлович (Михаил Давыдов), сестра боярыни княгиня Урусова (Вероника Джиоева), протопоп Аввакум (Эндрю Гудвин) и хор. Композитор создал новый жанр – «русская хоровая опера», где хор заменил оркестр и, как в древних трагедиях, то конфликтует с героями, то комментирует события, то вместе с ними оплакивает погибших. Щедрин не стал загромождать оперу жестокими, натуралистическими подробностями. У него получилась скорее притча о вере, напоминающая современный вариант «Страстей» Баха.
Если бы оперу исполняли где-нибудь на Западе, она наверняка прозвучала бы абстрактно и отстраненно. К примеру, Аввакум почти не отличался от традиционного Евангелиста. Но ситуацию изменила Лариса Костюк. Актерские возможности этой певицы практически безграничны. Только что она спела Марину Мнишек в геликоновском «Борисе Годунове», сделав ее женственной авантюристкой, чем-то похожей на Миледи из «Трех мушкетеров». А теперь сыграла совершенно иную женщину. Ее Морозову невозможно сломить. Она готова дойти до последней черты, жертвуя всем ради веры. А перед смертью признать, что «человек яко трава есмь», и тихо угаснуть, простив своих обидчиков.