Posted 23 мая 2006, 20:00
Published 23 мая 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:10
Updated 8 марта, 09:10
Хотя представления россиян о том, кого должна готовить школа, меняются медленно и малозаметно, все же общая направленность перемен достаточно очевидна, считает эксперт Александр Голов. Комментируя результаты исследования «Левада-Центра», он подчеркивает: «За последние два года россияне стали меньше возлагать на школу утилитарные, сугубо практические задачи и больше – общекультурную, мировоззренческую функцию». Суммарно на 9 % увеличилось число респондентов, убежденных, что школа должна готовить культурных, образованных людей, ценителей прекрасного, романтиков и энтузиастов. Одновременно стало на 18% меньше тех, кто полагает, что образцово-показательный выпускник – это квалифицированный специалист, потенциальный хороший семьянин, трезво смотрящий на вещи и, что особенно примечательно, надежный защитник Родины.
Практически не изменилось число видящих в выпускниках школы мыслящих людей, дисциплинированных, но способных брать на себя ответственность, обладающих потенциалом для того, чтобы обеспечить свое благосостояние.
Как отмечает Александр Голов, наибольший пересмотр функций школы произошел в молодежной среде, в возрасте до тридцати. Причем самая резкая переоценка наблюдается не сразу после окончания школы, в 18–23 года, а в 24–29 лет – уже после вступления во взрослую жизнь и какого-то в ней закрепления. В 2004 году 49% молодежи в этом возрасте считали, что школа должна готовить культурных, образованных людей, в 2006 году таких уже 68%. «Чувствующих прекрасное» в выпускниках видели 8, а теперь 13%. Укрепились позиции «романтиков, энтузиастов» (2–6%), при том, что заметно снизилось число «квалифицированных специалистов» (40–31%), «людей, трезво смотрящих на вещи» (38–30%), «хороших отца, мужа, матери, хозяйки» (24–17%), «надежных защитников Родины» (28-14%).
Последнее, прямо-таки вопиющее двукратное снижение легко объяснить антиармейскими настроениями в обществе, «синдромом рядового Сычева». Правда, возможно, здесь сыграло роль и появление в опросе новой позиции «патриотизм» (23 %): любить Родину вовсе не означает защищать ее. Как и любить человека – необязательно подразумевает создавать с ним здоровую семью.
В целом же рост одних показателей и снижение других говорит о взгляде на школу не как на кузницу кадров и первую ступеньку социальной лестницы, а как на место – в общем, единственное на протяжении всей жизни, где можно провести время в свое удовольствие. Отсюда и «чувство прекрасного», и «романтизм», и «энтузиазм».
Короче, как поется в старой песне БГ: «Дайте мне мой кусок жизни, пока я не вышел вон».