Posted 5 сентября 2005, 20:00
Published 5 сентября 2005, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:24
Updated 8 марта 2024, 09:24
Угрожающий Сахалину и Курилам тайфун 5-й степени опасности назван «Наби», что по-корейски означает «бабочка», или «мотылек». По своей мощности этот тропический циклон не уступает опустошившему американское побережье урагану «Катрина». Возникший в западной части Тихого океана тайфун быстро набрал силу. Вчера он захватил практически весь Японский архипелаг. Порывы ветра достигают 160 километров в час.
В Японии уже начали подсчитывать разрушения и убытки. Сильные ливни привели к тому, что в многомиллионном Токио и прилегающих районах подтоплено 2800 домов. В некоторых районах вода залила первые этажи, из-за чего полицейским и спасателям пришлось эвакуировать около 40 человек. Еще 500 человек добровольно покинули свои дома в городе Кагосима на острове Косю. Без света остались 7 тыс. семей. Прошлой ночью было остановлено движение на нескольких линиях электропоездов, а часть скоростных шоссе была закрыта. Атмосферный вихрь вызвал высокие – 7-8-метровые волны, которые обрушиваются на острова. Прервано паромное сообщение, отменено несколько сотен внутренних авиарейсов. Уже есть первая жертва «Наби» в Стране восходящего солнца. Это 61-летний мужчина, житель префектуры Сайтама, который упал в воду и утонул.
Но прохождение тайфунов для Японии не новость – практически каждый второй ураган, родившийся в тропических широтах Тихого океана, задевает эту страну. Однако до Дальнего Востока России доходят лишь единицы. И вот синоптики, просчитав траекторию движения нового вихря, уверены – тайфун «Наби» обрушится и на Приморье.
Куда именно отправится «Наби», «НИ» рассказал руководитель лаборатории обобщенных прогнозов и информации Гидрометцентра России Марк Найшуллер: «Еще вчера тайфун располагался на юге Японского архипелага, двигаясь на север. За ночь он должен был пересечь основной остров Японии Хонсю. Сегодня тайфун продолжит путь на север вдоль японских островов, и завтра он уже заденет крылом южную оконечность российского Приморья. Ожидается ветер 25–30 метров в секунду и сильные дожди. 8 сентября тайфун пройдет вблизи южной оконечности Сахалина. Интенсивность осадков составит 50 мм за 12 часов, а скорость ветра – 28–33 метра в секунду. Это уже ураганная сила. На Южных Курилах скорость ветра будет достигать 35–38 метров в секунду. Это прогнозируют дальневосточные синоптики. Девятого сентября, когда сила тайфуна будет стихать, он пройдет над югом Камчатки. А потом «Наби» переместится в Берингово море и будет представлять собой обычный циклон».
Спасатели Дальневосточного регионального центра МЧС уже сейчас начинают подготовку к встрече циклона. В регионе объявлено штормовое предупреждение.
Впрочем, сравнивая параметры урагана «Катрина» и тайфуна «Наби», синоптики говорят, что России повезло больше, чем Америке. «Тайфун пройдет у нас в более высоких широтах, нежели ураган «Катрина» в США, – объяснил г-н Найшуллер. – У нас более низкая температура воздуха и воды, все это снижает интенсивность и активность ураганов».
«Американские службы спасения не работали по этническому признаку»
На вчерашний день в США из зоны бедствия был эвакуирован 91 россиянин. Эту цифру назвали представители Генерального консульства России в Хьюстоне, штат Техас. Именно эта дипмиссия оказалась ближайшей к затопленному Новому Орлеану, на ее плечи легла ответственность за спасение сограждан. О том, как была организована в эти дни работа Генконсульства России в Хьюстоне, «Новым Известиям» рассказал генеральный консул Николай СОФИНСКИЙ.
– В эти дни вся Россия следила за судьбой наших соотечественников, в основном студентов, оказавшихся в плену урагана «Катрина». Как проходила операция по их спасению?
– Об этом я могу рассказывать 24 часа в сутки! Именно в таком режиме работало консульство последнюю неделю. Мы стали заниматься поисками россиян сразу же после сообщения о приходе урагана. А потом к нам стали поступать звонки, факсимильные сообщения, в которых уже говорилось о конкретных людях, находившихся в зоне бедствия. Все это позволило конкретизировать дальнейшие действия консульства.
– Вам пришлось плотно работать с американскими службами спасения...
– Да, всю информацию о том, где находятся россияне, мы тут же передавали в американские службы спасения. Они, в свою очередь, старались побыстрее приступить к эвакуации.
– Однако из России казалось, что американцы все время задерживали эвакуацию русских студентов. Они просили вас об отсрочке?
– Такого не было, это неверное представление. Американская сторона сообщала нам, что подходит к нашему обращению в приоритетном порядке. Но службы спасения не работали по этническому признаку. Всех людей эвакуировали без разбора, все были равны. И если кого-то из россиян забрали, скажем так, в первых рядах, то он был только одним из многих эвакуированных. Специально для нас американцы делали одно – они вывозили русских за пределы зоны бедствия, бросали там и сообщали нам об этом. Дальше приходилось действовать нам. У нас был специальный автобус, на котором и вывозили студентов подальше от Орлеана. В принципе мы могли бы и в сам город заезжать, но он был окружен военными, и никого внутрь кольца не пускали.
– Куда расселяли эвакуированных россиян?
– К сожалению, сами сотрудники консульства живут в таких условиях, которые не позволяют еще кого-нибудь приютить. Поэтому часть спасенных мы поселили на самой территории консульства, а часть взяли к себе русские семьи, живущие в Америке. Нам постоянно звонили, писали по электронной почте наши бывшие соотечественники с предложением помочь. Сотни и сотни человек! Много откликнулось тех, кто предлагал деньги. Причем это были не только русские, но и американцы. Мы всем благодарны. Ведь после эвакуации у большинства россиян не было нужных вещей, у кого-то не было обратных билетов. Они даже гамбургер себе купить не могли. Но сами мы не принимали деньги от спонсоров, просто приводили к ним тех, кто нуждался в помощи.
– Само консульство сильно потратилось на хлопоты по эвакуации?
– Мы еще не считали расходы. Но бюджет у нашего консульства, конечно, небольшой. Сейчас говорить о цифрах нет смысла, еще неизвестно даже точное количество спасенных россиян. Может, будет вскоре передышка, тогда все и посчитаем – сколько эвакуированных было, сколько денег потрачено, сколько писем с предложением помощи к нам поступило.
– Ну хотя бы сколько человек работали в эти «горячие» дни в консульстве, можете сказать?
– Это единственная цифра, которую я могу точно назвать! Всего у нас работали семь человек. Конечно, всем им будет объявлена благодарность.
Анастасия БЕРСЕНЕВА