Posted 12 августа 2004, 20:00
Published 12 августа 2004, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:46
Updated 8 марта 2024, 09:46
Когда-то этот фестиваль начинался как разведка боем. В маленький, красивый, но совершенно заштатный Выборг, где было полтора кинотеатра доисторических времен, высаживался московский десант во главе с актерами из прекрасного советского далека. Устроители партизанскими методами соблазняли местных жителей оторваться от обычного распорядка летнего дня, сбора черники и торговли на рынке. Заманивали бесплатным кино, выключали свет в зале и показывали все, что могло остаться от жатвы могущественного сочинского «Кинотавра». И хотя остатки отнюдь не были сладки, зрителей на сеансах все прибавлялось. Они вели себя как послушные и любознательные дети, терпеливо высиживали странную смесь из игрового, анимационного и документального кино и говорили за все «спасибо». За это с ними затеяли игру под названием «Выборгский счет»: каждый зритель должен был расплатиться за сеанс заполненной анкетой, где все выходящие из зала оценивали фильм по 10-балльной шкале. По итогам такого всенародного опроса и выдавался главный приз.
Это была маленькая революция в фестивальном раскладе, которую сейчас уже трудно оценить. Теперь зритель за фильмы объективно голосует рублем в прекрасных кинотеатрах, тогда же казалось, что кино на 1/6 части суши приказало долго жить, и даже видеосалоны с их «Кулаками ярости» умирали от голода.
История «Окна в Европу» в чем-то даже показательней истории «Кинотавра», который старше и имел право первой ночи на фильмы плюс сочинский пляж в виде приманки для зрителей. «Кинотавр» никогда не думал о прокате, напротив – он его собою героически подменял. Давая площадку для показа и привозя журналистов, тем самым обеспечивал информирование о фильмах той поры – дескать, кинематограф еще жив. Организаторы фестиваля в Выборге – кинопрокатная компания. У них не было иного выбора, кроме как верить в светлое завтра и будущие доходы от кино. Конечно, заставить всю страну смотреть кино они не могли, но похожий на потрепанную игрушку древний северный город стал их полигоном. Они
не били на жалость, а делали ставку на интеллигентность, доказывая, что пусть бары для финских алкоголиков и дают деньги в городскую казну, но славы не приносят.
В итоге «Окно в Европу» сделало то, чего не сумел «Кинотавр». В Выборге на базе одноименного с городом кинотеатра – довольно неприглядного осколка советских времен – постепенно появился современный фестивальный центр. Свалка из игровых фильмов, анимации и документалки превратилась в три самостоятельных конкурса с отдельными жюри, а это и есть настоящий евростандарт для крупного солидного фестиваля. Тем временем ситуация в нашем кино и кинопрокате начала в корне меняться. И пока Сочи (внутренний фестиваль) и Москва (международный фестиваль класса «А») вели ничем не объяснимую подковерную борьбу за фильмы, часть картин уже была изначально обещана Выборгу, без спешки и интриг спокойно доделываясь к августу. А в прошлом году у «Окна в Европу» появился еще один, более чем выигрышный пункт программы – презентация незавершенных проектов. Публичное чтение Никитой Михалковым сценария «Утомленных солнцем-2» стало специальным событием большого масштаба, способным занять самые высокие строчки в фестивальной табели о рангах.
Логика подсказывает, что стратегия выбрана правильная: проекты, представленные в виде рекламных роликов, рабочего материала, таинственных слухов и рассказов, в большинстве своем вернутся в фестивальную программу. И не надо будет вступать ни в какое соперничество с другими кинофорумами.
В этом году открывает выборгское «Окно в Европу» очень изящно и стильно презентованная год назад «Богиня» Ренаты Литвиновой. Эта картина, очень непростая по сути и по форме, могла бы найти свое место, пожалуй, только в Выборге, где атмосфера зрительского доброжелательства творит чудеса. В прошлом году, кстати, в «Выборгском счете» совершенно непредсказуемо на первое место вышел фильм Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» с той же Ренатой – трогательной дивой и вроде бы совершенно «антинародной» героиней в главной роли. Каким образом кино, требующее не только особого настроя, но и, пожалуй, культурологического опыта, стало фаворитом зрителей, это загадка, которую должны бы разгадать социологи. Однако факт остается фактом: то, что столица ошикала как никчемную манерность, в провинции было оценено как искреннее и пронзительное кино.
Цепочка причинно-следственных нитей связывает с Выборгом, к примеру, режиссера Алексея Учителя. В прошлом году его «Прогулка», тоже оказавшаяся не по зубам столице, получила главный приз и приз за режиссуру. В этом году режиссер возглавил жюри основного конкурса, а на «сладкое» представит свою будущую картину «Космос как предчувствие».
Среди других презентаций этого года – новые проекты соседнего для Выборга «Ленфильма», «Бегущая по волнам» Валерия Пендраковского, выходящий в прокат поздней осенью «Незнайка и Баррабасс» – крупнобюджетный мультфильм, а также «Девятая рота» Федора Бондарчука, заявленная как военный блокбастер и, по-видимому, крупнейший проект следующего года. Закроет фестиваль новая картина Киры Муратовой «Настройщик», которого не дождались ни Сочи, ни Москва.
В том, что фестиваль прижился и расцвел в северных широтах, нет ничего удивительного. Многим лишь кажется, что только море и пляжи к лицу кинофестивалям. Мы привыкли во всем ориентироваться на Канн, забывая о том, что никакого своеобразия у главного мирового забега фильмов давным-давно нет. Просто он – главный. И всем остальным, включая Берлин, Нью-Йорк, Москву или Токио, приходится ломать голову над своеобразием. Выборг – очень удачная точка на карте. Это сказочный город с примесью абсурда, ставший съемочной площадкой для многих фильмов. Только здесь в центральном городском банке время обеда указано с льюис-кэрролловской точностью – с 13.00 до 13.48. Только здесь есть возможность погулять по острову Смерти и порыбачить на острове Любви. Только здесь «круглые столы» проводятся в жемчужине мировой архитектуры – библиотеке, построенной великим архитектором ХХ века Алваром Аалто. Только здесь спокойно живут здания-шедевры гениального Уно Ульберга. Только здесь есть оазис тишины – гигантский парк Монрепо, превращенный одним из своих владельцев, бароном Николаи, в масонский заповедник любви. И над всем этим высится средневековый кафкианский Замок, в котором 20 августа после факельного шествия под покровом ночи объявляются итоги и награды фестиваля.