Posted 28 апреля 2004, 20:00
Published 28 апреля 2004, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:47
Updated 8 марта 2024, 09:47
«Балетный Бенуа» на этот раз снова принимал Большой театр. Судя по всему, с паломничеством балетной премии ЮНЕСКО в европейские страны покончено. В 90-х, во времена опалы в ГАБТе основателя премии Юрия Григоровича, церемония проводилась в Париже, Варшаве, Берлине и других столицах. К радости зрителей, пышущий здоровьем 77-летний Григорович не без удовольствия занял почетное место председателя жюри на сцене (в прошлом году он отсутствовал – недуг свалил мэтра, и балетоманы всерьез опасались за его состояние). Но церемонию доверили вести не ему.
Словесные преамбулы премии «Бенуа де ля данс» сопровождались почти гробовой тишиной в зрительном зале. Напрасно ведущие вечера – Святослав Бэлза и Екатерина Гусева – старались развеселить публику Большого театра. Выслушивая тяжеловесные шуточки о том, что «в балете, как и в любви, нужны двое», рассказ Бэлзы о желании носить балерину на руках или кокетливо напетую Гусевой арию Кармен, гости тихо посмеивались и нервно поглядывали на часы, мечтая о банкете. В конце концов ничего особенного на сцене не происходило – не в пример позапрошлой церемонии, когда очень современная танцовщица из очень современного балета раздевалась донага и на сцене ГАБТа занималась чем-то похожим на половое самоудовлетворение.
Впрочем, на этот раз все выглядело весьма чинно, если не считать небольшой ошибки, допущенной ведущими: забыли озвучить имя одного из номинантов. На сцене мелькали детишки-арапчата, подносящие конверты с именами победителей, и трубачи из балета «Лебединое озеро» с зеленоватыми статуэтками – символами Бенуа. Почтили минутой молчания и кадрами кинохроники память сэра Питера Устинова, члена семьи Бенуа-Устиновых и многолетнего покровителя премии. Даже казенная речь замминистра культуры Натальи Дементьевой полная высокопарных преувеличений («ваша премия самая престижная в мире балета») не смутила мастеров танца. В конце концов организаторы «Бенуа» сами любят называть свой конкурс «балетным «Оскаром»».
Расклад победителей возражений не вызвал, хотя условия премии изначально странные – члены жюри здесь сами выдвигают тех, кого потом и награждают. Тем не менее список номинантов, составленный мастерами во главе с Юрием Григоровичем, порадовал всех. Судьи – педагоги и главы заграничных балетных трупп – не упустили возможности выдвинуть своих учеников или собственных танцовщиков. Впрочем, балетная публика тоже внакладе не осталась. Когда среди балерин соревнуются прима Королевского балета Британии и одна из лучших молодых балерин Нью-Йорка, а звание лучшего танцовщика оспаривают премьер Парижской оперы и солист Американского балетного театра, растет и престиж самой награды, и уровень гала-концертов в Большом театре.
Алина Кожокару, лондонская примадонна, признанная лучшей балериной года, за партию Золушки в одноименном балете, в Москву, к сожалению, не приехала – ее москвичи смогут увидеть лишь в июне, когда бывшая выпускница Киевского хореографического училища, станцует в «Сильфиде» и «Жизели» на сцене Большого театра. Зато премьер Гамбургского балета Ллойд Риггинс, названный лучшим танцовщиком прошлого года, в концерте участвовал и показал, что его Густав фон Ашенбах из балета «Смерть в Венеции» вполне равноценен литературному первоисточнику, новелле Томаса Манна. Его страстный мужской любовный дуэт с Эдвином Ревазовым растрогал жюри и зал. Отрывок из балета «Выход из игры» в постановке и исполнении лауреата «Бенуа-2004» Пола Лайтфута в который раз заставил позавидовать европейской публике и пожалеть себя: ну почему у нас в стране так мало хороших хореографов?
Следующую, 13-ю церемонию награждения премии «Бенуа», видимо, организуют в мистическом ключе. Не зря же ведущая Екатерина Гусева загадочно прищуривалась, объявляя одного из номинантов этого года – балет «Ведьмино проклятье». В таком случае им можно посоветовать в следующий раз на сцене Большого устроить пляски под хачатуряновский «Танец с саблями» вполне натуральных скелетов. По крайней мере ничем больше уже эти подмостки не удивишь.
Анатолий Иксанов: «Невозможно нравиться всем»
Хореографа избили накануне премьеры поставленного им балета