Posted 16 февраля 2004, 21:00
Published 16 февраля 2004, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:44
Updated 8 марта 2024, 09:44
Президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров продолжает демонстрировать свои все возрастающие амбиции. На сей раз он заявил о претензиях на единоличное руководство контртеррористической операцией в Чечне. Это намерение он огласил на прошедшей вчера в Грозном пресс-конференции: «У нас достаточно сил и опыта для борьбы с терроризмом. И я уверен в том, что сотрудники МВД Чеченской Республики способны нести полную ответственность за состояние дел на территории республики». По мнению чеченского президента, в республиканских органах внутренних дел работают «опытные офицеры и прошедшие подготовку молодые сотрудники». Под первыми, по всей видимости, подразумеваются амнистированные боевики, составляющие, по данным Генпрокуратуры РФ, до 60% личного состава МВД ЧР, а под вторыми – сыновья главы Чечни, руководящие личной охраной отца.
Есть у чеченского президента и своя стратегия борьбы с терроризмом, которая сводится к старой советской формуле: нет человека – нет проблемы. Ахмат Кадыров уверен, что достаточно устранить «главаря чеченских боевиков Шамиля Басаева и идеолога сепаратистов Мовлади Удугова», и с терроризмом в Чечне будет покончено: «С устранением Басаева Масхадов на второй же день поднимет руки и сам или сбежит, или попросит прощения у народа, или сдастся правоохранительным органам».
Впрочем, в Москве к заявлениям Ахмата Кадырова относятся скептически. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, член фракции «Единая Россия» Михаил Гришанков в комментарии «НИ» выразил сомнения в компетентности МВД Чечни: «На сегодняшний день чеченская милиция только встает на ноги. У них много проблем, и вряд ли они справятся с такой задачей. Контртеррористическая операция находится под контролем МВД РФ, и это, по моему мнению, оптимальный вариант».
А вот эксперт фонда Карнеги Алексей Малашенко более категоричен: «Если это произойдет, Кадыров окончательно превратится в местного князька с неограниченной властью. При условии, что популярность Кадырова в самой Чечне явно меньше той, что он заявляет, такое решение приведет к обострению ситуации в республике. Причем не в горах, но и на относительно спокойной равнинной части Чечни. Я думаю, что московские силовики этого не допустят, прекрасно осознавая, что за Кадыровым необходим контроль».
Увы, контролировать президента Чеченской Республики становится все труднее. Ему не хватает всего: власти, денег, территории и даже населения. В качестве главы республики Ахмат Кадыров уже успел многое. Он предложил свой проект договора о разграничении полномочий между республикой и федеральным центром, где Чечня фигурирует в качестве «суверенного государства в составе РФ». Потребовал особых привилегий в экономической сфере: свободные экономические зоны, эксклюзивное право на сбор налогов, создание своей нефтяной компании. Помечтал о воссоздании Чечено-Ингушской ССР и даже сумел увеличить численность своего народа при помощи переписи населения. Если так будет продолжаться и дальше, то все, что его предшественникам не удалось достичь с оружием в руках, Ахмат Кадыров, похоже, тихо реализует бюрократическим путем.