Posted 12 января 2004, 21:00
Published 12 января 2004, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:47
Updated 8 марта 2024, 09:47
Событие достаточно неординарное и даже знаменательное, поскольку актерская братия обычно отзывается о критиках если не враждебно, то скептически, считая их представителями искусства для искусства, которые, говоря чеховскими словами, «хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Лауреатами премии стали петербурженка Елена Горфункель и москвичи – Наталья Казьмина и Владимир Оренов. После окончания церемонии Олег Меньшиков ответил на несколько вопросов нашего корреспондента.
– Олег Евгеньевич, ваша премия – это попытка «навести мосты» между пока еще «враждующими» лагерями: критиками и актерами?
– Да, безусловно. Но «мосты» – в хорошем смысле слова, в смысле взаимопонимания, а не то что: «ты мне, я тебе». Это необходимо для театрального процесса. Талантливые люди существуют в любой профессии, в том числе и среди театральных критиков. Мы должны их знать, мы должны их чествовать, а они должны знать, что мы на них ориентируемся.
– Актеры обычно утверждают, что критика им никогда не помогает. А вам лично она что-то дает?
– Если я чувствую ум критика, знания, которых у меня нет, а также доброжелательность, то, конечно, помогает. Может быть, не в профессии, а… в раздумьях. Как бывает после прочтения хорошей книги.
– Вас не ранит нелицеприятная критика ваших режиссерских работ?
– Я никогда не называл себя всерьез режиссером. Так получилось, что пять лет назад я взял на себя смелость отвечать за существование на сцене других людей, а не только за свое. И пока себя чувствую в этой роли нормально.
– Вам никогда не хотелось вступить с критиком в диалог, что-либо объяснить?
– Объяснять, что происходит на сцене, – это глупо. Потому что, если понятно, значит – понятно, а если нет, объяснить что-либо уже невозможно. Другое дело, такие вот вечера, как сегодня, на которых мы можем, хоть раз в год, сесть с критиком в кресла и спросить друг друга: «Ты о чем?!» – «А ты о чем?». (Смеется)
– Вы не боитесь, что критики в надежде получить «меньшиковскую» премию станут к вам более снисходительны, чем к другим режиссерам?
– Я думаю, что это было бы непрофессионально. И полагаю, что уровень нашей критики до этого не скатится.