Posted 28 октября 2003, 21:00
Published 28 октября 2003, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:42
Updated 8 марта 2024, 09:42
Днем во вторник в комплексе правительственных зданий в Грозном проходило заседание комиссии по компенсационным выплатам, которую возглавляет сам чеченский премьер Анатолий Попов. Выслушав итоги работы комитета, являющегося рабочим органом комиссии, Попов обрушился с критикой против чиновников, которые, по его мнению, «не проявляют достаточной оперативности в рассмотрении заявлений на получение компенсаций».
«Если не произойдут заметные изменения в лучшую сторону, – сказал Попов в обычно не свойственной ему жесткой манере, – то оргвыводы неизбежны».
Волноваться есть из-за чего. На недавней встрече с корреспондентом «Новых Известий» президент Чечни Ахмат Кадыров дал понять, что также придает этой проблеме первостепенное значение. «Только восстановив разрушенные дома и вернув жителей в республику, можно рассчитывать на стабилизацию обстановки», – сказал глава республики.
Но есть и другой резон. По словам Кадырова, во время беседы с президентом Путиным в Сочи тот просил его лично проконтролировать вопрос выплаты компенсаций жителям. Поэтому тема приобретает еще и особый смысл – политический.
Процесс сильно затягивается, несмотря на все эти пожелания и задачи. В последнее время процедура подготовки и подачи компенсационного пакета значительно упрощена. Дефектные акты на разрушенный дом, технические паспорта и многое другое уже не требуются. Достаточно лишь документов, удостоверяющих личность бывшего обладателя жилья и членов его семьи, ордера на квартиру или домовой книги. Но при этом в Грозном до сих пор не готовы списки тех, кто может рассчитывать на компенсацию. По тем бумагам, которые вывешены на стенде перед зданием комитета, очень трудно определить, кому и что положено. Списки не систематизированы ни по районам, ни по адресам, ни в алфавитном порядке. Такое впечатление, что они специально составлялись таким образом, чтобы навсегда отбить у людей охоту добиваться возмещения за потерю жилья.
В общем, хвастаться особо нечем. Председатель комитета правительства ЧР по выплате компенсаций и делам вынужденных переселенцев Абубакир Байбатыров при встрече с нашим корреспондентом в Грозном назвал примерную цифру разрушенных зданий за период двух войн – 182 тысячи.
Но при этом сделал оговорку, что имеют место массовые приписки, которые могут составлять в некоторых районах от 15 до 50%.
Даже если согласиться с максимальной величиной приписок, число разрушенных домов в целом по республике все равно составляет не меньше 90 тысяч единиц. А теперь посмотрим, сколько жителей получили материальное возмещение за последний месяц.
Зампредседателя того самого комитета (подвергнутого жесткой критике Поповым) Аюб Темуркаев в интервью агентству Интерфакс-Юг вчера признался, что компенсации в Чечне получили 150 (!) семей. На их счета уже переведены деньги в соответствующие отделения банков в Грозном. Документы еще 90 семей находятся в банках в ожидании своей очереди. Итого – 240 семей. На 90 тысяч единиц разрушенного жилья...
Если выплаты будут продолжаться в подобном темпе, то полного восстановления республики при самом благоприятном исходе (чтобы финансирование не прерывалось, чиновники не затягивали и при этом воровали не так много) нужно ждать не меньше тридцати лет...
Честно говоря, проблема жилья действительно остается одной из самых значимых для граждан республики. Беженцы и другие обитатели палаточных лагерей тяжело расстаются с холодными брезентовыми домиками в Ингушетии и отказываются возвращаться на родину не только из-за страха за свою жизнь и жизнь своих детей. Некоторым из них просто негде жить.