Posted 27 октября 2003, 21:00
Published 27 октября 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:42
Updated 8 марта, 09:42
Саммиты «большой двадцатки», как и саммиты «большой семерки», проходят ежегодно. На этот раз местом встречи был выбран мексиканский город Морелия. Развивающиеся страны были представлены Россией, Бразилией, Мексикой, Аргентиной, экономически развитые – «семеркой» ведущих мировых держав. Список проблем ничего сенсационного не содержал: участники саммита обсудили проблемы реструктуризации задолженности беднейших стран и поговорили о перспективах роста мировой экономики.
Как ни странно, на этот раз второй вопрос оказался куда более болезненным, чем первый. С долгом беднейших стран министры финансов «двадцатки» разобрались очень быстро. Они договорились, что отныне задолженность «беднякам» будут списывать даже в тех случаях, когда меньшинство кредиторов выступает против условий реструктуризации долга. Впрочем, заключенное соглашение было всего лишь формальным закреплением уже сложившейся практики. Как известно, после финансового кризиса 1998 года правительству России удалось навязать коммерческим кредиторам свои условия реструктуризации долга, и никакие угрозы обратиться в международный суд или отказаться от обмена облигаций ничего в этом вопросе не изменили. Позже по тому же пути пошла Аргентина. Так что развивающимся странам было у кого поучиться, а развитым не оставалось в этой ситуации ничего иного, как продемонстрировать щедрость.
Со вторым вопросом дела обстояли сложнее. Выяснилось, что за последние два-три года ситуация в мировой экономике сильно изменилась, и теперь
«локомотивом» роста являются не столько страны «большой семерки», сколько развивающиеся государства. И прежде всего Россия, которая уже три года подряд демонстрирует темпы роста ВВП не ниже 5% в год. Ни США, ни страны ЕС не могут похвастаться подобными результатами. Поэтому никого не удивило, что вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин стал не только хвалить свою страну за достигнутые экономические успехи, но и ругать США и ЕС за «провалы» по части экономики. Например, российский министр весьма жестко раскритиковал финансовую политику администрации Джорджа Буша-младшего. По словам Алексея Кудрина, республиканское правительство «живет не по средствам» – расходует слишком много, а собирает слишком мало налогов. Результат налицо – в США с каждым месяцем все более острой становится проблема бюджетного дефицита. И, как выяснилось, российский министр финансов не слишком доверяет заявлениям главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Алана Гринспэна о том, что ситуация находится под контролем и размеры дефицита в обозримом будущем сократятся. Между тем для нашей страны американские проблемы не чужие: доллар слабеет на мировых рынках, у российского ЦБ появляется головная боль из-за падения курса «зеленого» и резкого укрепления позиций рубля. Так что неплохо бы исправить эту ситуацию, мягко намекнул Алексей Кудрин. А то от плавной девальвации доллара плохо всем – и самим США, и развивающимся странам, чья экономика сильно долларизована.
Куда более оптимистично Алексей Кудрин оценил перспективы развития отечественной экономики. Здесь, если верить вице-премьеру, все обстоит прекрасно: объем государственного долга снижается, золотовалютные резервы растут, суверенный рейтинг достиг инвестиционного уровня, а рубль укрепляется. Последнее, конечно, не слишком хорошо сказывается на конкурентоспособности российских предприятий, признал вице-премьер. Однако, с другой стороны, рост рубля – лишнее доказательство того, что российской валюте начинают доверять как отечественные, так и иностранные инвесторы, которые в сентябре и в первой половине октября охотно вкладывали средства в российские активы. И даже если в ближайшие годы цены на нефть упадут, российская экономика справится с этим испытанием, подчеркнул вице-премьер. Правительству удалось сформировать стабилизационный фонд, так что «подушка безопасности» у нашей экономики есть.
Министры финансов «большой двадцатки» выслушали заявления Алексея Кудрина спокойно. И тут же задали вопрос о том, а как быть с ЮКОСом и со слухами, что в России могут быть подвергнуты пересмотру итоги приватизации. «Я надеюсь, что судебная система обеспечит прозрачное и
объективное рассмотрение этого дела, – ответил российский вице-премьер, – и что рынкам удастся сохранить доверие». Министр финансов России подчеркнул, что речь в данном случае идет об экономических преступлениях, с которыми надо беспощадно бороться. И в качестве примера такой «беспощадной» борьбы он привел недавний «казус Энрона» – историю энергетического американского гиганта, разорившего своих сотрудников, акционеров и инвесторов. Власти США справедливо преследуют тех, кто виновен в этом преступлении, и у российских властей есть такое же право наказывать за экономические прегрешения, считает Алексей Вьюгин. Финансовые руководители стран «большой двадцатки» не стали оспаривать этот вывод.