Posted 20 октября 2003, 20:00
Published 20 октября 2003, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:43
Updated 8 марта 2024, 09:43
Только за последние полтора месяца «Газпром» отбил уже две мощные атаки: сначала со стороны правительства, затем со стороны Европейского союза. Как известно, 26 сентября кабинет министров должен был рассмотреть вопрос о структурных преобразованиях в газовой отрасли. Проект реформы был разработан Министерством экономического развития и торговли, и, как считали эксперты, у него были все шансы получить одобрение. Однако буквально за день до заседания стало известно, что вопрос о «расчленении «Газпрома» снят с повестки дня. Премьер-министр Михаил Касьянов объяснил это тогда «недостаточным уровнем проработанности вариантов реформы». А представители концерна дали понять, что все случившееся стало прямым следствием телефонного разговора Владимира Путина с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Президент, судя по всему, в очередной раз охладил пыл «борцов с «Газпромом», и реформа газовой отрасли была отложена на неопределенный период.
Однако долго почивать на лаврах «Газпрому» не довелось. Следующую атаку на одного из главных доноров российского бюджета предприняли уже «внешние противники» в лице Европейского союза. Руководство ЕС выдвинуло два непременных условия вступления России во Всемирную торговую организацию: «расчленение «Газпрома» и уравнивание внешних и внутренних цен на энергоносители. Выполнение обоих требований неизбежно привело бы к резкому падению доходов российского газового монополиста. И поэтому две недели назад Владимир Путин без обиняков заявил, что власти страны не дадут в обиду «Газпром». Ни своим, ни чужим.
Возможно, именно эти решительные заявления заставили правительственных чиновников изменить тактику и «зайти с тыла». Они предложили рассмотреть на совете директоров «Газпрома» возможность раздельного финансового учета в концерне затрат и доходов при добыче, транспортировке и сбыте продукции. При команде Рема Вяхирева финансовая информация представлялась дозированно, выделить затраты по различным видам производственной деятельности зачастую было просто невозможно. Сейчас объем предоставляемой информации возрос многократно, был формально введен и раздельный учет. Тем не менее окончательного разделения финансовых потоков до сих пор нет. И по-прежнему «закрытой» остается информация о том, сколько тратит «Газпром» на поддержку непрофильных предприятий, насколько эффективно распоряжается руководство компании активами в целом.
Понятно, что подобная ситуация не может устраивать правительство. И концерн в этом вопросе явно готов пойти на уступки. В своем письме, адресованном главе правительства, Алексей Миллер предложил разделить активы «дочек» по видам деятельности – добыча, транспортировка, подземное хранение газа, сервис и ремонт. Кроме того, как сообщил «НИ» руководитель информационно-аналитического управления «Газпрома» Игорь Плотников, концерн в ответ на упреки федеральных властей готов выделить из транспортных компаний всю «социалку». И единственное, что просит концерн взамен, – не трогать «Газпром» в обозримом будущем, не настаивать на проекте реформы, предложенной Минэкономразвития.
Самое интересное заключается в том, что и на этот раз российскому газовому монополисту, похоже, удастся отбить атаку. Как сказал «НИ» аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Валерий Нестеров, на сегодняшнем заседании совета директоров компании наверняка будут обсуждаться предварительные результаты финансовой деятельности «Газпрома» в 2003 году. А они более чем впечатляют – ведь на протяжении всех десяти месяцев года мировые цены на газ держатся на высоких уровнях, и ничто не препятствует концерну получать высокие прибыли. Более того, компания, по утверждению ее руководителей, добивается роста доходов из года в год, ее платежи в бюджет постоянно увеличиваются, долги уменьшаются, а ликвидность активов растет. Естественно, возникает вопрос о сохранении этих позитивных тенденций в случае раздела «Газпрома» на несколько компаний. Правда, в Минэкономразвития уверены, что их оппоненты, стремясь избежать реформы, рисуют всевозможные «страшилки» в виде стремительного банкротства «Газпрома». Последнее слово в споре, как обычно, скажет президент. Правда, эксперты практически не сомневаются в том, каким будет его решение. Во всяком случае сейчас.