Posted 13 января 2021, 19:54
Published 13 января 2021, 19:54
Modified 7 марта, 14:34
Updated 7 марта, 14:34
Интеллектуалы, социологи, политологи, философы продолжают обживать, доместифицировать эпоху COVID, в которой мы все оказались заперты.
Как меняется общество в эпоху COVID? Какие есть варианты примирения со смертоносным вирусом? Когда же мы с ним, наконец, распрощаемся и что тому будет способствовать?
Преподаватель литературы из Ижевска Александр Лаврентьев проводит параллели между чумой – высшей формой существования зла, осмысленной в XX веке писателем-экзистенциалистом Альбером Камю, и пандемией коронавируса, обрушившейся на планету в 2020 году. Спецкор Известий» прослушала лекцию, где литературовед «с колес» пытается рефлексировать и проецировать нынешнюю пандемию, опираясь на уже существующие философский опыт и гуманитарное знание, после чего задала несколько вопросов.
- Александр Иванович, ваше самое запоминающееся высказывание в этом году – эпидемия коронавируса была предсказана еще в прошлые века. Как так вышло и почему мы не внимали мыслителям-предшественникам?
- С пандемией произошло, наверное, то же самое, что и с войной. Принято считать, что нормальное состояние человека – мир, но если брать глобальную статистику, то выясняется, что очень трудно найти год в мировой истории, когда бы на нашей планете кто-нибудь с кем-нибудь не воевал. То же самое можно сказать про инфекционные болезни, они постоянно присутствуют в истории человечества. В этот год вспоминают эпидемию «испанки» столетней давности, гонконгский грипп, холеру, атипичную пневмонию, птичий грипп, лихорадку Эбола. Чем отличается ковид-эпоха? Беспрецедентным можно считать медийное сопровождение этого бедствия. Но и в этом тоже нет ничего нового: в первой части произведения, с которого принято вести отсчет европейской литературы – в поэме Гомера «Илиада» – рассказывается об эпидемии в лагере ахейцев, чума (на самом деле брюшной тиф) была событием Пелопонесской войны, освещенной в труде историка Фукидида. Можно в этом ряду вспомнить «Декамерон» Боккаччо, «Дневник чумного года» Дефо, «Пир во время чумы» Пушкина или «Маску красной смерти» Эдгара По.
В 2009 году вышел исторический роман английской писательницы Хилари Мантел «Волчий зал». Его действие происходит в XVI веке, но роман современный. В нем, как примета времени, как часть повседневной, обыденной жизни, в частности, показано распространение в Англии нескольких волн инфекционной болезни невыясненного происхождения, она названа потовой лихорадкой. С одной стороны, это произведение о прошлом, с другой, оно адресовано читателю XXI века, я его прочитал за два года до нынешней пандемии в 2018 году. Поэтому в фоновом режиме эпидемиологическая тематика в культурно-информационном поле присутствовала постоянно. Произведение Камю «Чума» - тоже всего лишь один из параграфов учебника, по которому можно учиться, как относиться к болезни.
- В этом году в свои лекции о романах писателей-экзистенциалистов XX века вы привлекаете новостные сюжеты 2020 года. Что заставляет проводить такие параллели? Чем, собственно, чума по Альберу Камю – метафорическое олицетворение абсурда, неотделимого от бытия, схожа с современной пандемией?
- Оговорюсь сразу, что мои отсылки на лекциях к новому коронавирусу – это попытка иллюстрировать примерами из современности философскую традицию произведений группы авторов XX века. Творчество Альбера Камю, Жана Поля Сартра относится к жанру абсурдизма, экзистенциализма. Параллели с пандемией коронавируса и событиями внутри нашего общества, на мой взгляд, тут возникают естественным образом.
Что такое коронавирус? Как и все предыдущие эпидемии – это неизбежное, непредсказуемое зло. С периодичностью оно всегда соприкасалось и все следующие века тоже будет соприкасаться с человечеством.
- Абсурдность, турбулентность и дезориентация – это действительно девиз 2020 года.
- В этом году вся цивилизация, всё человечество внезапно осознает, что совершенно не понимает, как устроен мир вокруг. Мир устроен сложнее, чем нам кажется. Что это значит? Наше знание о мире – заведомо неполноценно. Тут-то и приходит осознание абсурдности своего существования – ключевой мотив в творчестве экзистенциалистов.
Как пережить абсурдность своего существования? Только продолжая опираться на волю. Отказываясь от волевых действий, находясь в пассивном состоянии, человек низводит себя до уровня вещей. Или выражаясь более высокопарно - только осознание своей участи позволяет сохранить человеческое достоинство. Эта идея воплощена в романе «Чума». Это и ответ на вопрос, а как пережить осознание своей абсурдности в эпоху всеобщей изоляции, в эпоху ковида. Как вести себя перед лицом «чумы»? Если переложить на современную ситуацию – маски нужно носить, разрабатывать вакцины, и прививать ими максимально возможное число людей. Даже если заранее известно, что бороться с болезнью абсолютно бесполезно, надо предпринять все известные меры борьбы с ней – активное действие всегда лучше бездействия.
- На лекциях вы как раз со ссылками на актуальные новостные сюжеты рассказываете, к каким же стратегиям во все времена прибегают люди, чтобы пережить то ужасное, с чем приходится сталкиваться в эпоху эпидемии.
- Болезнь это один из видов ситуации абсурда. Чтобы выйти из этого положения абсурда, люди навязывают окружающему миру свой смысл происходящего. Ничего плохого в этом нет, это естественная реакция человека. Нужно только не забывать, что это сконструированный вами смысл, миру (в данном случае коронавирусу) на ваше понимание по большому счету наплевать. Всего Камю в романе «Чума» дает четыре таких варианта поведения.
Первый вариант поведения: делать вид, что ничего не случилось.
Выпуск новостей на Первом канале в начале марта 2020г.: «Наказывать за распространение паники, связанной с ситуацией вокруг коронавируса, призвал президент национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. По его словам, коронавирус ненамного страшнее гриппа. Об этом он заявил сегодня в Экспоцентре, там на этой неделе проходит полуфинал конкурса «Лидеры России» по специализации «Здравоохранение». <...> «Я внимательно слежу, что происходит, по WhatsApp письмо о том, что в Москве, оказывается, много тысяч зараженных, что бегите в магазины. Надо наказывать людей за организацию паники. Нет этого ничего. Нет. Спокойно надо жить и спокойно работать. То, что сейчас происходит с пандемией этого коронавируса, она фактически не намного страшнее, чем грипп от которого умирают еще больше людей в мире, смертность больше», — сказал Леонид Рошаль.
Победителей конкурса «Лидеры России» по специализации «Здравоохранение» объявят в четверг, 5 марта. В конце марта они поедут на суперфинал в Сочи».
- Ни в какой Сочи, понятно, никто не поехал.
- Да, но стратегия - сделать вид, что ничего не случилось - не самая глупая, хочу сказать. В романе этой стратегии следует, как сейчас говорят, силовик, следователь прокуратуры Отон. Он по-прежнему в одно и то же время завтракает, гуляет с собакой. Но эта стратегия рассыпается, после того как у Отона умирает сын. Когда трагедия касается вас лично, данная стратегия теряет смысл. Но это всё же волевой акт – средство против страха.
В 2001 году, когда в Нью-Йорке были взорваны башни-близнецы, со всей Америки люди поехали в этот город за покупками, чтобы доказать себе, что они сильнее страха. Это своего рода групповой психотерапевтический сеанс – надо доказать себе, что ты не боишься. Ритуалы в ситуации полной изоляции имеют символическое и психотерапевтическое значение, спасают от полной деградации.
- Какова вторая стратегия?
- Вторая стратегия – самая распространенная. Найти в эпидемии логику, рациональное объяснение, которого заведомо не существует.
Твиттер конца января 2020г. одного из руководителей Russia Today [Маргариты Симоньян]: «Попросила наших ребят выяснить, есть ли среди заболевших коронавирусом не этнические китайцы. Выяснили. Все заболевшие - или китайцы, или выяснить не удалось, поскольку врачебная тайна. Во Франции, в Италии - везде этнические китайцы. В Германии имена и этническая принадлежность не обнародованы. В США - врачебная тайна. Начинаю понимать китайскую панику».
Чем привлекателен такой подход? Болеют китайцы. А мы же с вами не китайцы, поэтому нам с вами бояться нечего. И все сразу успокаивается, мир прекрасен, живем-по-старому.
Психологически – это понятно и естественно. Мы не можем постоянно жить в неопределенности, в мире, который мы не понимаем, поэтому, если смысла мы не понимаем, мы его изобретаем и упрощаем. Но мы забываем о том, что, упростив, мы мир не объяснили.
«В свою очередь, врач-инфекционист София Русанова в беседе с Москвой 24 призвала россиян не впадать в панику, но все же отказаться на время от поездок в Китай. "Нельзя забывать, что главная профилактика – это не лезть в очаг распространения вируса, – сказала она. – Не надо ехать туда, где болезнь прогрессирует, не надо общаться с больными. Могу посоветовать еще надевать маски. И не паниковать: в России эпидемии не будет, необходимые меры принимаются». (Сообщение февраля 2020 года).
Что тут видим? Поиск причин, снова объясняющих, почему лично меня болезнь не коснется. Люди не могут себя представить на месте умершего, это инстинкт.
- Ковид-диссиденты и безмасочники свято веруют, что их вирус обойдет.
- Верно. Когда люди читают о смертности в 3%, в 20%, они уверены – это не про них. Это только каждый пятый, но я же - не каждый пятый.
Виктор Зуев профессор, зав. отделом и лаб. НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Министерства здравоохранения Российской Федерации: «Наши эпидемиологические службы блестяще организуют все проверки». (сообщение февраля 2020 года).
Это в Китае службы плохо работают, но у нас-то хорошо – поэтому нам беспокоиться не о чем...
Второй стратегии поведения в романе придерживается Отец Панлю. Он священник, ученый, иезуит. Чем славятся иезуиты? Умением создавать логические конструкции, рационализировать. Он объясняет: чума – наказание за грехи, болеют только грешники, мы праведники – нам бояться нечего. Болеют только китайцы. Схема найдена, мир стал понятным, простым и ясным. И в первое время проповеди Панлю пользуются большим успехом – он дал объяснение тому, что невозможно объяснить.
- Третий способ примирения с эпидемией.
- Потребительское отношение к неизведанному. Проблема есть – надо найти быстрый способ ее решения и навсегда о ней забыть, двигаться дальше по пути прогресса. В этой позиции в романе оказывается журналист Рамбер, который вообще приезжает в город Оран случайно. Он - агент улучшения мира, деятель. Приехал в город описать жизнь бедных кварталов, чтоб привлечь внимание к этим кварталам, и чтобы проблема трущоб была решена.
Точно также у нас идеализируется волшебное лекарство – изобретем вакцину и будем жить счастливо. Еще лучше, чем до болезни. Изобретаем и побеждаем болезнь. Нет, на самом деле - не побеждаем, потому что мир устроен сложнее, а, согласно постулатам экзистенциализма, наши знания о нем - заведомо неполные. Когда вы уверены, что нашли средство, полностью избавляющее от болезни, то находитесь в состоянии заблуждения.
Нужно быть готовым к тому, что вакцина будет срабатывать не так часто, как хотелось бы, и что делать тем, кому она не помогла? И уж точно вакцинация – не окончательное решение проблемы. Коронавирус сложнее, потому что он иррационален, против новых мутаций коронавируса ранее выпущенные вакцины уже не сработают. Вас защитили от одного варианта болезни, но есть и другие варианты болезни.
- Собственно, ученые так и говорят – как поведут себя новые штаммы – не знает и не может предсказать никто.
- Читаем предновогодние новости: в Великобритании обнаружили новый вариант коронавируса, привезли его из Южно-Африканской республики. Пока болеют только двое, как будет себя вести этот вариант вируса, не знает никто. И это только те варианты вируса, про которые нам известно
В Нигерии выявили еще один новый штамм коронавируса. Волшебной кнопки, на которую можно нажать, и проблема решится, не существует. Мир сложнее, чем нам хотелось бы. Профессионалы называют вирус – взбесившимся белком, то есть это явление – нерациональное, непредсказуемое, а любой интеллектуал бессилен перед безумцем.
- И, наконец, четвертая стратегия поведения при встрече с вирусом.
- И она ближе всего самому автору роману «Чума», ее придерживается доктор Риэ. Он знает, что болезнь непобедима и что все меры борьбы с ней бессмысленны. Это парадокс науки. В науку больше всего верят люди, которые учеными не являются и про науку мало что знают. Сами ученые скептически относятся к делу, которому себя посвящают. Благодаря этому скепсису, благодаря осознанию, что ты еще не всё знаешь, наука и развивается. И тем не менее, даже понимая бессмысленность борьбы с инфекцией, надо действовать - пока вы действуете, вы остаетесь людьми. To be is to do – Быть – значит действовать. Активность и действие лучше бездействия.
В городе Оране организуются санитарные дружины – с чумой борются добровольцы. Когда Рамбер вступает в одну из таких бригад, он понимает, что город Оран покинуть уже не может, и что болезнь стала его судьбой. Камю демонстрирует чувство сопричастности и солидарности, которое возникает в борьбе с общим злом. В результате возникает подлинный коллективизм.
- Подлинный коллективизм помогает бороться с эпидемией в 2020 году?
- Если смотреть на наш 20-ый год, то видим, что успешная борьба с «ковид-чумой» происходит там, где общество действует консолидировано, согласовано. Совсем от ущерба это не избавляет, но помогает его минимизировать. Удачными были попытки организовать жизнь людей так, чтобы минимизировать ущерб в Китае, Южной Корее, Израиле, на Тайване.
Мы видим, как в 2020 году появляется вирус, и все правительства, и демократические, и тоталитарные – все действуют одинаково, как по команде. Есть общая опасность, и шанс продержаться на плаву – у тех, кто действует более или менее согласованно. Если ты не в стае, на тебя обрушивается шквал, и ты – в уязвимом положении. Такими стали Иран и Швеция – единственная страна в Европе, которая карантин не вводила. Но вирус Швецию переупрямил, и сейчас она вводит те же меры, что и остальная Европа.
- Но не человек в итоге побеждает «чуму» и не коллективизм, согласно философии экзистенциализма?
- Чума в романе Камю уходит не от того, что ее победили, а от того, что она сама решила успокоиться и уйти. Ушла на время и в любой момент может вернуться. А потому нужно быть начеку, не впадать в иллюзии и не думать, что те события – лишь участь мрачного средневековья. Нынешняя ковид-эпоха – тому доказательство.