Posted 15 февраля 2015,, 21:00

Published 15 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

Что теперь будет с Третьяковкой?

Что теперь будет с Третьяковкой?

15 февраля 2015, 21:00
Что теперь будет с Третьяковкой?

Может ли сегодня музей русского искусства оставаться русским? Не стыдно ли это? Не есть ли это дикая отсталость и отсутствие фантазии? Это кому-то интересно кроме туристов и родителей, которые продолжают втюхивать в подрастающее поколение Шишкина с Левитаном?

Не подумайте, что все эти вопросы продиктованы политической ситуаций. Они возникли давно, но их постоянно обходили и считали неинтеллигентными. Ведь они касались Третьяковской галереи, а Третьяковка – наше все. Но вот кадровый скандал, вспыхнувший на минувшей неделе в главном музее страны, вновь поставил их на повестку дня.

Сейчас я не собираюсь обсуждать просчеты прежнего руководства, за которые лишилась поста Ирина Лебедева. Сама форма отставки – скоропалительная, хамская, без внятных объяснений со стороны Министерства культуры, без представления нового директора и его программы – заставляет любого критика быть на стороне лица страдательного и оскорбленного. Зато образ свежего директора – Зельфиры Трегуловой – уже породил массу комментариев, затрагивающих будущую судьбу музея. Вот тут и вскрылись старые комплексы и нерешенные вопросы, связанные с Третьяковкой.

Если говорить грубо, все разговоры сводятся к одной разветвленной проблеме: как сделать Третьяковскую галерею современным музеем? Чтобы туда пошел поток молодых людей, чтобы в ней кипела жизнь, чтобы избавиться от пыльного налета хрестоматийности и провинциальности. Стоит заметить, что музеи чисто национального искусства далеко не новость, они существуют почти во всех культурных странах. Но с двумя отличиями от Москвы: либо искусство в этих музеях такого уровня, что вообще не нуждается в продвижении, к нему и так все придут (например, галерея Уффици во Флоренции или Рейксмузеум в Амстердаме), либо все эти музеи вовремя провели реновацию и подняли на щит современное искусство (лучший пример – галерея Тейт в Лондоне). Судя по всему, от Третьяковки ожидают такого же превращения.

Для осовременивания есть три пути. Первый, как правило, выбирают чиновники, для которых музей – хозяйствующий субъект. Надо срочно начать строить и ремонтировать, срочно сделать рестораны, магазины, интерактивные экраны и прочие внешние приметы модной жизни. Будьте спокойны, в галерее только об этом теперь и будут говорить. Опять начнут проектировать новые фасады на Крымском Валу, новые корпуса в Лаврушинском и т.д. и т.п. Короче, вступят в битву за бюджеты. Пушкинский музей, правда, тут немного опередил, да еще и кризис...

Другой сценарий, о котором беспрестанно твердят с 1990-х годов, – более активно работать с современным искусством. Но для этого придется постоянно ходить по лезвию цензуры и самоцензуры. Наши художники, конечно, могут поступиться всякими политическими заявлениями ради попадания в главный музей. Но ведь это до поры до времени – обязательно кто-нибудь сорвется. К тому же современное искусство давно уже интернационально; выставлять только «своих» – это значит создать еще одну резервацию, подобную Академии художеств, где все критерии качества подчинены вкусам Зураба Церетели.

Наконец, последний вариант (и именно в нем, как полагают, сильна Зельфира Трегулова) – создавать выставки и арт-проекты мирового уровня. Так, чтобы мы не только отдавали свои картины на западные выставки, но и сами производили что-то достойное. Это же касается и постоянной экспозиции – особенно искусства ХХ века. То есть это должен быть русский музей с западными стандартами качества.

Вот, собственно, и ответы на все предыдущие вопросы: пока на государственных ток-шоу с пеной у рта спорят насчет «особого пути» России, жизнь доказывает, что этот путь мало кому интересен и непродуктивен. Третьяковка – оплот духовности и «чистого» искусства – в какой-то момент оказалась музеем-аутсайдером. Ею недовольны и власти, и те, кто определяет настроение на арт-сцене. В общем, Drang nach Westen!

Правда, все эти мои выкладки и рассуждения имеют смысл лишь в том случае, если смена руководства в Третьяковской галерее инициирована министерством для каких-то реальных перемен, а не ради укрепления властной вертикали и по продвижению своих людей.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"