Posted 20 апреля 2016,, 14:47

Published 20 апреля 2016,, 14:47

Modified 8 марта, 03:09

Updated 8 марта, 03:09

Первые голодные выборы

Первые голодные выборы

20 апреля 2016, 14:47
Первые голодные выборы
Сюжет
Выборы

Практику раздачи «пряников» накануне выборов ввел еще Борис Ельцин. Как вспоминал в ходе недавней публичной лекции глава департамента экономической теории Финансового университета Рустем Нуреев, первый российский президент производил индексацию зарплат бюджетникам с таким расчетом, чтобы повышение «съедалось» инфляцией только спустя пару месяцев после дня голосования.

Это, конечно, отнюдь не отечественное изобретение: подобные приемы пускают в ход политики во всем мире, включая Западную Европу и США. Если есть возможность улучшить жизнь людей, то логичнее это сделать тогда, когда они могут в ответ отблагодарить свою власть.

Импортированные в Россию «пряничные» циклы не только прижились, но и постепенно, по мере укрепления экономики, становились все длиннее. Как, впрочем, и сроки депутатских полномочий. Однако выборы в Госдуму этого года могут стать первыми за последние 13 лет, накануне которых социальное самочувствие россиян вопреки обыкновению не улучшится.

Если брать парламентские кампании в новейшей истории страны, то неукоснительно соблюдалось правило: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума за год до выборов непременно сокращалась относительно предыдущего отчетного периода. Так, согласно данным Росстата, за год до думских выборов 2003 года количество официально бедных россиян сократилось почти на 3%. В 2006 году по сравнению с 2005-м неимущих стало меньше на 2,6%. А перед последними выборами в Госдуму (в 2011-м) – на полпроцента.

Как правило, и непосредственно в год выборов граждане либо богатели, либо их состояние в целом не ухудшалось. Конечно, уже после выборов и когда до следующих было еще далеко, средние доходы людей порой и падали – например, в 2005 году.

Предпоследний случай, когда бедных в России накануне электорального события стало больше, зафиксирован в 1999 году. Результат известен: первое место заняли коммунисты, опередив «Единство», реорганизованное впоследствии в «Единую Россию». А последний случай – уже в наше время, накануне выборов в сентябре текущего года.

За 2015 год бедных в России стало больше на 2,5%, отчитался недавно Росстат. Таким образом, за чертой нормальной жизни оказались еще 3 миллиона человек. Однако в то, что это приведет к повторению победного для КПРФ сценария, не до конца верят и в самой компартии.

На встречах с избирателями последние не делают различий между властью и думской оппозицией, признавался недавно отвечающий у коммунистов за подготовку к выборам депутат Сергей Обухов. Люди обвиняют в ухудшении своего материального положения всех скопом, не утруждаясь мелкими деталями: как кто голосует по бюджету, какие имеет реальные рычаги при принятии решений.

Ожидать роста популярности непарламентской оппозиции вследствие социально-экономических проблем тоже вряд ли стоит. Как свидетельствуют со своей стороны уже политологи, у народа уже давно сформирован запрос на новые лица в политике, но он не реализуется. Все причины сложившегося статус-кво можно, наверное, перечислять долго. Однако в числе главных можно выделить намеренную дискредитацию любых только начинающих несогласовано поднимать голову лидеров движений и партий.

Вторая причина – это вера людей по большому счету только в ресурсных политиков, которые могут действительно что-то изменить. Поэтому маргинализированная оппозиция им неинтересна. Парадокс в том, что стать реальной альтернативой можно только заручившись общественной поддержкой. Получается своеобразный замкнутый круг, вроде «Без прописки на работу не берут, без работы не прописывают».

Если все представители политического класса, в понимании россиян, это «жирные коты», паразитирующие на теле народа, то при сохранении негативного тренда в экономике и в отсутствие системного доверия ко властным институтам, существует риск социальных потрясений.

Очевидно, среди действующих депутатов Госдумы есть те, кто осознает опасность – причем в разных фракциях. Так, единоросс Борис Резник на днях внес законопроект, предусматривающий возвращение индексации пенсий работающим пенсионерам.

Члены фракции КПРФ, со своей стороны, не мудрствуя лукаво, предложили просто оказать прямую социальную помощь всем находящимся за чертой бедности, а необходимые для этого 500 млрд. рублей найти за счет перераспределения расходов бюджета и введения прогрессивной ставки НДФЛ. Но эта и подобные инициативы не только получают отрицательные отзывы правительства, но даже широко не обсуждаются. Гораздо больший публичный резонанс получают бессмысленные инициативы петербургского парламентария Милонова или новость о том, что на двери депутата Госдумы от ЛДПР мелом написали «Иуда».

Итак, нас ожидают первые в этом веке «голодные» выборы. На глазах растут протестные настроения – и все социологи это подтверждают. Найдет ли недовольство разумный выход, учитывая крайнюю степень недоверия ко всему политическому истеблишменту? По мнению вышеупомянутого Обухова, нынешняя ситуация угрожает не столько правящей партии, сколько всей политической системе.

Похоже, в оставшиеся до дня голосования месяцы власти придется приложить немало усилий, чтобы выборы послужили механизмом снятия социального напряжения, а не катализатором общественных потрясений.

Автор – редактор отдела внутренней и внешней политики «НИ»

"