Posted 22 июня 2015,, 21:00

Published 22 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Докажи, что не верблюд

Докажи, что не верблюд

22 июня 2015, 21:00
Докажи, что не верблюд

Карлсон, который живет на крыше, очень удивлялся тому, что такая корпулентная фрекен Бок мечтает пролезть в маленький телевизор… Мужчина в самом расцвете сил явно не догадывался, сидя на своей крыше, о том, как неравнодушны к паблисити слабые людские сердца. Раз попав в фокус внимания СМИ и соцсетей, «Независимый фонд развития культуры «Искусство без границ» решил продолжить. После однодневной выставки, на которой демонстрировались фотографии спектаклей со сценами, которые, по мнению организаторов фонда, выходят за границы приличий, – «Искусство без границ» отправило ябеду в прокуратуру с 12 названиями столичных спектаклей, демонстрирующих «аморальное поведение».

Тверской межрайонный прокурор Москвы В.В. Можаев принял близко к сердцу тревогу активистов, и в результате как минимум три столичных театра – Центр имени Мейерхольда, МХТ имени Чехова и «Гоголь-центр» – получили запрос за его подписью: не на их ли сцене показываются спектакли из «черного списка» фонда? И если да, то кто режиссер-постановщик? Участвуют ли несовершеннолетние в спектакле (указать пол и гражданство)?

Странно, что ни бдительные авторы «сигнала», ни проверяющие органы в лице высшего руководства Тверской межрайонной прокуратуры не знают, где именно демонстрируют аморальное поведение и демонстрируют ли вообще (часть названий с репертуара давно снята). Название, фамилии постановщиков, список участников – все открытые любому интересующемуся данные, которые можно проверить, просто открыв репертуарную афишу театра.

Но нет – послан грозный циркуляр, и вот Центр Мейерхольда должен отправлять в прокуратуру своего юриста с документами, подтверждающими, что никакое из присланных названий в репертуаре ЦИМа не числится и, увы, удовлетворить любопытство прокуроров относительно пола и гражданства (?!) гипотетических несовершеннолетних исполнителей театр не может.

Если первые вопросы в письме свидетельствуют о граничащей с патологией лени и пренебрежении прямыми обязанностями, то следующие пара вопросов дают основание усомниться в профессиональной компетенции руководящих работников Тверской межрайоной прокуратуры. А именно вопросы: «Проходило ли содержание постановки спектакля какое-либо предварительное рецензирование (критику, искусствоведческое исследование) в органах исполнительной власти?» и «Кто именно из должностных лиц отвечает за согласование спектаклей перед выходом на сцену для массового показа?».

Я не знаю, каким волшебным образом мимо работников Тверской межрайонной прокуратуры прошел тот факт, что цензура в Российской Федерации отменена. Театр теперь, «не спросясь ни у кого, как Дездемона, избирает кумир для сердца своего». И не согласовывает свой выбор ни с какими искусствоведами: ни в штатском, ни в погонах!

Наконец, самая удивительная особенность этого выдающегося письма. Театр подозревается в пропаганде аморального поведения. Но такой статьи в Уголовном кодексе РФ нет! А на нет, как всем давно известно, – и суда нет. Про презумпцию невиновности я уже и вспоминать боюсь! Это жалобщики должны указывать, где именно нарушен закон, а прокуратура – расследовать, действительно ли нарушен. А вовсе не театры должны доказывать, что они не верблюды, хотя кому-то где-то в чем-то это неясно помстилось!

Мне трудно оценить степень знакомства независимого фонда «Искусство без границ» собственно с произведениями мирового искусства. Но могу заверить читателей и Тверскую межрайонную прокуратуру, что крайне сложно найти произведение мировой литературы, персонажи которого не демонстрировали бы ту или иную степень аморального поведения. Скажем, как же ужасно ведет себя Волк в «Красной шапочке»! Какую асоциальную модель жизненной стратегии представляет Колобок! Можно ли одобрить нетоварищеское поведение Репки?! Про помянутого выше Карлсона или медвежонка Винни-Пуха и говорить не приходится. Но, кажется, кроме одиозных «родительских комитетов», объявивших войну не на жизнь, а на смерть «Дюймовочке», «Карлсону, который живет на крыше» и «Колобку», – параноиков в окрестностях не наблюдается.

Вчуже завидно: как же много у работников Тверской межрайонной прокуратуры свободного времени, если они готовы его тратить на удовлетворение любопытства активистов от «Искусства без границ»! На прилавках магазинов лежит экстремистская литература. Прочтешь опус о том, что во всех бедах человечества виноваты евреи, – и бежишь мыть руки. Откроешь какую-нибудь откровенно фашистскую брошюру – и даже японская лирика не сразу помогает смыть копоть с языка… Про педофильские сайты просто молчу за неимением цензурных определений. И вот среди этого разгула лучшие умы и силы Тверской межрайонной прокуратуры начинают ревизию театрального репертуара на предмет аморального поведения. Я не знаю, что там снится активистам фонда, но реагировать на «пойди туда, не знаю куда, и отыщи то, не знаю что» – явно не входит в компетенции прокуроров, которые должны заниматься насущными преступлениями, а не бабочек ловить…

Уже по-человечески интересно: что еще придумают креативные пиарщики «Искусства без границ»? Какой еще инфоповод найдут, чтобы помелькать по всем СМИ? Кстати, организации надо как-то определиться с названием, оно какое-то явно подозрительное. Как это – «без границ», если организаторы фонда хлопочут без передыха именно об охраняемых с овчарками границах (желательно в виде тюремной решетки)?! Куда дальше будут писать озабоченные народной нравственностью товарищи? Кто еще отзовется на их неуемное любопытство: что, где, когда и кем?

В далекие времена герои песни Высоцкого, также очень озабоченные аморальным поведением Бермудского треугольника, взывали к дорогой передаче, сочиняли ноту ТАСС и грозились, что «если вы не отзоветесь, мы напишем в «Спортлото».

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"