Posted 19 ноября 2013,, 20:00

Published 19 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:32

Updated 8 марта, 04:32

«Деньги, деньги, деньги, рублики…»

«Деньги, деньги, деньги, рублики…»

19 ноября 2013, 20:00
«Деньги, деньги, деньги, рублики…»

Услышав, что фестивальный спектакль будет показан в Кузьминках, коллега замахала руками: «и не уговаривайте, ни за что из своего Отрадного в Кузьминки не поеду! Надо же придумать – там арендовать площадку!» Надо заметить, что коллега – женщина легкая на подъем, в какой-нибудь Новосибирск летает на один вечерок, чтобы посмотреть премьеру, и тут же обратно. А вот ехать на окраину столицы не хочет! И ведь случай не единичный, а массовый. Ходить в своем районе на «культмассовые мероприятия» все готовы. А вот ехать на окраину даже за гарантированным художественным впечатлением готовы совсем не все. Может, поэтому, понимая всю привлекательность намерения «вывести культурные объекты за пределы Садового кольца», абсолютно в эту широкомасштабную акцию не верю. Попробуйте переселить Третьяковку в Митино и попробуйте туда кого-нибудь из Зябликова заманить! И – Бог вам в помощь!

Арендуя залы на окраине, любой фестиваль сильно рискует тем, что до него не доедет собственно его зритель, ориентированный посмотреть лучшее (вариант – продвинутое, модное, нашумевшее) из России и Европы.

Надо ли пояснять, что фестивали арендуют сценические площадки на окраинах ровно по тем же соображениям, по которым моя коллега живет в Отрадном, а не покупает квартиру на Тверской, – «деньги, деньги, деньги, рублики». Аренда театра в пределах Садового кольца – вещь настолько дорогая, что мало кто может ее себе позволить. А «благодаря» тем, кто может это себе позволить, цены на фестивальные билеты взлетают до небес. И публика не посещает постановки гастролеров уже не потому, что далеко, а потому, что дорого.

Знакомое семейство рассчитало, что им втроем (папа, мама, дочка) посещение всех спектаклей гастролировавшего в октябре в Москве Льва Додина обойдется более чем в сто тысяч рублей. И было решено на эти деньги съездить весной в Питер, снять номер или квартиру, погулять по городу, а вечерами ходить в театр (получалось, кажется, даже дешевле).

Этой осенью официальная цена билетов на спектакли Льва Додина и Роберта Уилсона, приехавшего на фестиваль Solo, дошла до 10 тысяч рублей. И если на Додина билеты все равно были раскуплены, то Уилсона кассы вернули организаторам, а места в зале заполнили театралы по приглашениям и молодежь – «по входным».

За годы построения капитализма у нас научились считать деньги даже самые ленивые. Получается наш любимый «бизнес по-русски»: привезти издалека, скажем, ананасы, и поставить такую цену, что четыре пятых завоза сгниет без покупателей.

Особенно странной выглядит ситуация с фестивалями, если учитывать, что большинство московских театральных фестивалей получают поддержку со стороны или Министерства культуры, или Департамента культуры, или обоих вместе. То есть вначале налогоплательщики оплачивают привоз дорогих гостей, а потом с них же дополнительно хотят получить суммы, мало с чем сопоставимые (билеты на любом европейском фестивале редко стоят дороже 30-50 евро).

И объясняется этот разрыв вовсе не тем, что там фестивали организовывают энтузиасты-бессребреники, а у нас акулы-жулики, готовые съесть зрителя с потрохами. Он объясняется ценами на аренду площадок и субсидиями, которые городские и федеральные власти согласны выделять для дотации граждан, собравшихся в театр. Скажем, в Вене престижному Венскому фестивалю городские театры уступают сцены безвозмездно или по льготным тарифам. А в Германии в каждый (!) театральный билет государство докладывает 95 евро.

В Москве же театр может выставить за аренду практически любую сумму (как если были распроданы все билеты по аншлаговым ценам плюс места на ступеньках и люстрах). Аренда площадки в пределах Садового кольца доходит до миллиона рублей за день (считайте дни на установку и демонтаж декораций).

К тому же цены на аренду в Европе фиксированные, всем заинтересованным лицам известные. Нельзя себе вообразить, чтобы за день до объявленных гастролей театр вдруг взял и поднял договорную цену в 1,5-2 раза. А у нас цены назначают в зависимости от настроения и могут поменять из чистой вредности…

Представить, что финансовые потоки у нас хоть где-нибудь станут прозрачными, трудно даже в горячечном бреду. Еще труднее представить, что проникнувшиеся сочувствием к зрителям театры ДОБРОВОЛЬНО, без начальственных понуканий снизят арендную плату для благородных начинаний.

Призывать же министерство и комитет по культуре вооружиться нагайкой и бдеть за ценами тоже не хочется.

Так ситуация с арендой остается патовой. А количество фестивалей в столице между тем растет. Спрос на площадки увеличивается.

Мало кто не в курсе, что в Москве сценических площадок куда больше, чем людей, способных на этих площадках что-нибудь поставить так, чтобы оно стояло. Таких умельцев мало, они нарасхват. А сцен (больших, малых, экспериментальных), куда нога зрителя ступает редко и с опаской, насчитываются десятки.

Почему бы – пусть в виде эксперимента – не отремонтировать и не оснастить хотя бы парочку сцен и не передать их «под фестивали»? Не один конкретный, а под все зарекомендовавшие себя. Хуже-то точно не будет, а вот лучше – очень даже может. И повод есть прекрасный – объявленный год «российской культуры»…

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"