Posted 8 июля 2015,, 21:00

Published 8 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:36

Updated 8 марта, 03:36

«Еще не поздно сохранить лицо, потом придется сохранять другие части тела»

«Еще не поздно сохранить лицо, потом придется сохранять другие части тела»

8 июля 2015, 21:00
«Еще не поздно сохранить лицо, потом придется сохранять другие части тела»

В соцсетях активно обсуждается практически одновременный уход с поста художественного руководителя двух ярких режиссеров Омска – опытного мастера Георгия Цхвиравы, возглавлявшего Театр драмы, и феерически талантливого Никиты Гриншпуна из «Пятого театра». В отличие от распространенной практики последних лет их уход не окружен никакими громкими скандалами – ни с городскими активистами, ни с местными чиновниками (у Никиты Гриншпуна истек контракт с театром, заключенный на один сезон). Оба режиссера из тех, кого зовут и заманивают, они явно не пропадут на просторах Родины. Так что в данном случае переживаешь не столько за уходящих режиссеров, сколько за остающиеся театры.

Точнее, за сложившуюся систему, в которой уход руководителя – всегда катастрофа из серии «никогда не было, и вот опять!»

Когда-то Воланд не мог понять, как можно чем-либо управлять, не имея плана хотя бы на жалкую тысячу лет вперед. Меня последние лет десять не покидает ощущение, что руководители в сфере культуры не имеют плана даже на ближайший год. Люди, которые хотят контролировать в театрах забивание каждого гвоздя и идеологическую нагрузку каждой мизансцены, даже не догадываются, что надо иметь хоть какой-то «список запасных» на случай как планового, так и внепланового освобождения кресла художественного руководителя. И ни в компьютерах, ни в их головах нет никаких «планов Б, В» и т.д.

Что говорить о далеком Омске, когда даже в переполненной режиссерами Москве может годами пустовать место худрука… И не где-нибудь за городской чертой, а в самом что ни на есть центре – историческом и географическом. Имею в виду, понятно, Театр на Таганке. Можно веер возможностей разложить перед Департаментом культуры столицы, но, похоже, ситуация постоянно горящего скандала устраивает руководство больше, чем необходимость искать нового художественного лидера легендарного коллектива…

О прекрасном институте «очередных режиссеров» и вовсе речь не идет. Хотя именно их наличие обеспечивало бесперебойную работу театра в советское время. Да, эпоха была гнуснейшая, времена мерзопакостнейшие, но рыба в Каме и очередные режиссеры еще водились. Работали в театрах, находили общий язык с труппой. Иногда ссорились с главным и уходили искать счастья дальше. Иногда сменяли главного, когда он отправлялся в свободное плавание. А большей частью учились сложному искусству быть худруком. Думать, что режиссеры, приглашаемые на постановку то в один, то в другой театр, овладевают умением художественного руководства, – примерно то же самое, что предполагать, что сезонные рабочие, нанимающиеся на сбор яблок, научатся растить сад…

Сейчас многие режиссеры прыгают из статуса приглашенных в кресло худрука, не пройдя этой необходимой стадии ученичества «очередным», – и наглядно видно, что происходит, когда водитель-любитель оказывается за рулем дальнобойной фуры…

Если уж у Министерства культуры руки чешутся что-нибудь оздоровить и «оптимизировать» в театральной атмосфере, то главные проблемы лежат именно в реорганизации структуры института художественных руководителей и главных режиссеров (а вовсе не в поиске идеологических ведьм – замечу в скобках).

У нас же сейчас пошла просто убийственная мода избавляться повсеместно от главных режиссеров и художественных руководителей, поскольку это, дескать, оптимизирует бюджет театра. До сих пор не могу как-то уложить в голове увольнение из Московского областного ТЮЗа всей команды профессионалов – от режиссера Валерия Персикова до главного художника Ирины Балашевич и музыкального руководителя Григория Слободкина, которые, собственно, и определяли лицо и уровень театра (см. «НИ» от 01.06.2015). А ведь сколько таких историй по России!

Что же в результате такого оголтелого стремления к оптимизации бюджета получается? А в результате теперь в смету расходов на подавляющее количество театральных постановок входит… оплата проезда и проживания приглашенного режиссера, приглашенного художника и т.д. И спешу добавить, что с учетом российских расстояний и цен в гостиницах это иногда до четверти сметы спектакля… В условиях же сокращения финансирования сие особенно обидно и иногда становится препятствием непреодолимым.

Ситуация с режиссерами – руководителями театров ухудшается с каждым сезоном и медленно сползает к настоящей катастрофе. Свято место пусто не бывает. И места отсутствующих худруков занимают директора и уже отнюдь не стремятся искать над собой начальство (а настоящий худрук – всегда хозяин просто по логике устройства театрального дела).

Осталось совсем немного времени, чтобы начать выправлять положение – и со «скамейкой запасных», и с институтом очередных режиссеров. Как когда-то верно заметил самый афористичный из наших государственных мужей Виктор Степанович Черномырдин: «Есть еще время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела».

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"