Posted 2 июля 2013,, 20:00

Published 2 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Администрирование с человеческим лицом

Администрирование с человеческим лицом

2 июля 2013, 20:00
Администрирование с человеческим лицом

Столичный департамент культуры объявил, что по результатам конкурса худруком Театра имени Станиславского стал Борис Юхананов, а Центра драматургии и режиссуры – Клим (Владимир Клименко). Оба – ученики Анатолия Васильева, широко известные в театральных кругах, до настоящего момента своего театра давно не имевшие.

Добрые души уже всплакнули над участью храбрецов, ложащихся грудью на амбразуру, идущих в пасть волку, берущихся укрощать саблезубых тигров… Для справки тем, кто не в курсе, замечу, что все наши режиссеры – отнюдь не крепостные, и против их желания и воли насильно в худруки еще никого не забривали. Но, как вздыхалось в прекрасном фильме, все равно «птичку жалко!».

Другие души, не менее нежные, запечалились об актерах. Легко ли? Живешь-живешь, а тут входишь в ванну, а там королевский пингвин-режиссер. И приспосабливайся к нему как хочешь.

При всей преувеличенности и некоторой натужности подобных страхов назвать их совсем беспочвенными нельзя. И идут они из понятного источника – полной неясности в деле назначений «на театры». Предпринятый московским департаментом культуры шаг сделать процедуру назначения более открытой и прозрачной, безусловно, правильный. При всех издержках первого опыта (см. «НИ» от 26 июня 2013 года).

Во-первых, стало понятно, что участие в конкурсе – реальный путь к креслу руководителя, а не финт чиновников для галочки. Рискну предположить, что в следующем конкурсе количество претендентов войти в клетку к хищникам резко вырастет.

Во-вторых, театр и общественность смогли увидеть и оценить круг претендентов (а то ведь в каждом театре живет иллюзия, что за их кресло руководителя борются Робер Лепаж с Гжегошем Яжиной, а назначают исключительно Пупкина).

Наконец, в-третьих, стало понятно, что если имя режиссера – вещь исключительно важная (оба выбранных – Клим и Юхананов, безусловно, были наиболее именитыми из участников конкурса), то и представленные программы становятся фактором все более значимым. Судя по негодованию, вызванному отсутствием полных программ в открытом доступе, в следующий раз департаменту придется менять стратегию презентации конкурсантов. И уже не ограничиваться «выдержками» из заявок, а предоставлять их для ознакомления экспертам в полном объеме. В конце концов, когда ученые подают на грант свои заявки, эксперты оценивают не только фамилию конкурсанта, но и степень новизны, обоснованности, значимости задуманной работы.

Заявки с внятно прописанными стратегиями развития того или иного театра – реальный шанс как-то планировать общее театральное городское хозяйство, влиять на вектор его развития, заполнять лакуны и избавляться от коллективов, тупо дублирующих друг друга.

В московском театральном хозяйстве проблем накопилось вагон и маленькая тележка. И, похоже, решать их можно только комплексно и с привлечением экспертов-профи. Прозрачность, прозрачность и еще раз прозрачность в сфере назначений, в сфере распределения бюджета, в сфере определения приоритетных направлений господдержки – единственный шанс на выживание культуры, и в московском департаменте, похоже, это начинают понимать.

Годами не решаемые проблемы слиплись в снежный ком. Скажем, нет свободных городских фестивальных площадок, как результат – дороговизна аренды. И цены на фестивальные билеты взлетели до небес (все-таки 10 тыс. рублей за билет на «Коварство и любовь» Льва Додина – это красный сигнал большого неблагополучия в данной сфере).

Как распределяются деньги на ремонт театральных зданий – также вопрос вопросов. Увы, но даже режиссеры-легенды Кама Гинкас и Генриетта Яновская работают в помещении, которое не ремонтировалось уже столько лет, что департаменту, видимо, просто стыдно вспоминать о МТЮЗе. Ничего не имею против повального увлечения ребрендингом (как ничего не имею против дам, резко красящихся в радикальный баклажан или платиновую блондинку). Но смешно делать ребрендинг главным аргументом для выделения денег. В конце концов, ремонт пола, стен, кресел, театрального оборудования – более важен, чем улучшенный дизайн афиш, программок и цвет фасада.

Как вы понимаете, сейчас ткнула наугад в самые ближние «горячие точки», перечислять которые можно неделями.

Конкурсный выбор худруков в городские театры – только первый и важный шаг в направлении театрального администрирования с человеческим лицом. И важно, чтобы движение не останавливалось.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"