Posted 12 января 2022,, 07:12

Published 12 января 2022,, 07:12

Modified 7 марта, 13:07

Updated 7 марта, 13:07

НАТОфобия как главная русская идея

12 января 2022, 07:12
Дмитрий Шушарин
С начала девяностых годов, с первых дней существования независимой и суверенной России, выявилась важнейшая черта ущербной русской идентичности — отказ от признания за другими народами бывшего СССР права на полноценный суверенитет и государственность.

Русская модель развития есть недоразвитие, которое выдают за особое качество. Отсталость, принимаемая за особенность. И эта подмена лежит в основе русской национальной идентичности, основанной, прежде всего, на противопоставлении цивилизованному миру. То, что гордо именуют российской цивилизацией, есть периферийный вариант цивилизации европейской, ее подражательная модель, весьма избирательно копирующая отдельные черты подлинника.

Но отставание и подражательность выдаются за особое качественное состояние, а концепт «российская цивилизация» оборачивается отрицанием как европейской, так и любых других цивилизаций.Отсюда и происходит так называемая русская идея.

О том, что это такое, я написал в 2000 году следующее:

«Содержательно определить это понятие невозможно, но вполне допустимо функциональное описание. Под «русской идеей», на мой взгляд, следует понимать компенсаторную реакцию русской нации на недостаточную модернизацию страны. Главным противоречием, побудившим интеллигенцию к поискам «русской идеи», было противоречие между европейским характером русской культуры и цивилизационной неполноценностью, ущербностью России по отношению к Европе… Чувство общности с Европой и русская инаковость привели к тому, что объяснение русскому парадоксу стали искать в особой миссии России по отношению ко всему христианскому миру»

А поскольку неполноценность эта гложет русских до сих пор, то проявляется у всех по-разному. Русская идея может быть идеей не догоняющего, а качественного развития, но может и служить основой для отказа от развития и изоляции страны.

Еще в конце восьмидесятых начался бизнес на этой ущербности — на ненависти, крови и на все большей деградации России. И сейчас как в правящей, так и в оппозиционной элите, во всех слоях общества, в массовой культуре эта ущербность стала определяющей.

Деградирует не власть. Деградирует население, деградируют русские. Они отказываются от развития, от использования того исторического шанса, что был у них в начале девяностых. Все чуждое отвергнуто, преодолено главное противоречие, породившее поиски русской идеи - между культурным единством с цивилизованным миром и цивилизационной ущербностью России.

Из культурного наследия оставлено то, что позиционирует русских вне мировой цивилизации.В русской культуре так и не заработал механизм формирования новой идентичности, которая отождествляла бы национальные интересы с национальным демократическим государством. Вместо этого при смене элит и при всех социальных переустройствах – гибели целых классов и сословий и возникновении новых – любые идеологические построения призваны заместить те перемены, которые могут быть названы модернизацией идентичности.Это выбор и власти, и социума. Но при этом наблюдается вечный русский парадокс, константа русской истории.

Цель любой конфронтации, вечная задача русской правящей элиты – вхождение в элиту мировую на собственных условиях. Так было всегда. И всегда для этого надо было ограничивать развитие собственной страны, чтобы все население не попыталось интегрироваться с цивилизованным миром. Стратегически оттепель/разрядка/новое мышление ничем не отличаются от холодной войны/конфронтации/паранойи. Это всего лишь разные тактики.

Сейчас дело идет не к мирному сосуществованию, провозглашенному Двадцатым съездом, а к тому, что ему предшествовало. К массовым репрессиям, мобилизационной экономике, дальнейшей деградации во всех сферах. Но поиски опоры вовне неизбежны, ее искала и ищет любая русская власть, которая никогда не признает существование в собственной стране политических субъектов, достойных партнерства и диалога. Внешний мир был и остается источником легитимации власти в России.

В какие бы одежды ни рядилась русская власть, она столетиями остается, прежде всего, русской. Что в русском платье, что в прусском, что в шапке Мономаха, что в буденовке. Возможно использование чего угодно в сочетании с чем угодно для того, чтобы не допустить в России создания новоевропейского государства.

Сейчас, наконец-то, прямо и открыто говорится, что демократия и либерализм разрушают русскую идентичность. Последнее слово, конечно, употребляется в не самых широких аудиториях, но звучит открыто.

Об это признание разбиваются все похожие на заклинания аргументы, что русский путь – это путь даже не в прошлое, а в никуда, в сторону от цивилизованного мира. К чему разоблачения, если разоблачаемый спокойно отвечает: да, это так, ну и что?И если бы русские отправились в свой особый путь сами по себе, то от этого пострадало бы незначительное число отщепенцев и изгоев среди них самих.

Но идентичность, которой может повредить демократия, включает потребность в постоянной экспансии. В идеале – в навязывании русской модели как можно большему числу народов во всем мире. В нынешних обстоятельствах – в том, чтобы не допустить формирования национальных государств у своих соседей.

Приняв вековую русскую матрицу - это вина интеллигенции, прежде всего, - заменив создание правового государства и гражданского общества имперским расширением, русские так и остались этносом, зависимым от внешнего мира в самом главном, - в формировании собственной идентичности во всеобъемлющем значении этого слова.

Нет России без Америки, нет России без Украины. И друзей у такого народа не может быть - только рабы и враги. Россия - самое зависимое, самое несамостоятельное государство в мире, ибо у него нет внутренней легитимации суверенитета. только внешняя. И только страхом перед Россией.

Латинская формулировка - timor Rutheniae - тем хороша, что это и страх перед Россией и страх самой России. Оба перевода равнозначны.Концентрация страха перед Западом, то есть перед иудео-христианской цивилизацией, - натофобия. Никакого рационального объяснение этого страха нет, никакой опасности от НАТО не исходит, никто на Россию нападать не собирается.

Ненависть к НАТО - иррациональная, а потому, повторю, весьма эффективная - все же имеет некоторое объяснение. Альянс - воплощение силовой состоятельности иудео-христианской цивилизации, доказательство того, что демократия может быть сильной и становиться основой для солидарности свободных народов. В прошлом не было никакого сравнения с Варшавским договором и вынужденным союзом стран танкового социализма. А сейчас и сравнивать не с чем.И потому ненависть к НАТО - частный случай ненависти и русских элит, и русской массы к цивилизованному миру. Как у Чаплина, точно, не получается и не получится. Желание быть американцем, как и желание быть испанцем, неосуществимо. А других желаний нет. И пока они не появятся, Россия будет представлять опасность для всего мира.

"