Рус
Eng

Тщета науки в современном обществе

Тщета науки в современном обществе
Мнение

23 июля, 16:15
Дмитрий Лучихин
Философ
Сегодня уже более чем очевидно, что ни айфон в кармане, ни диплом филолога, не делают человека более человекообразным, чем пользователя палки-копалки и кремниевого копья.

Наука в классическом понимании, завершилась, и не потому, что ей некуда двигаться в своём развитии, а потому что незачем.

Вопрос, на который отвечает наука, будучи наукой в привычном понимании термина это вопрос: «как»? Как это устроено, как это работает, как это происходит. Более того, вопрос: «зачем?» считается не научным, своего рода негативным критерием научности. Вопросом ведущим от науки к метафизике и мистике. Именно поэтому, так называемая классическая наука, до сих пор скептически настроена к психологии.

Но поскольку любое явление содержит в себе причину себя, свою направленность, вокруг которой и относительно которой оно организовано, «зачем?» является неотъемлемой составляющей любого явления и его основным содержанием.

Современному человеку, в целом ответившему «как» на своё само собой разумеющееся «зачем», «как» становится все менее интересным. Не мотивирует к познавательной активности.

За «как», так и не обнаружилось ничего вдохновляющего, никакой волшебной тайны, ничего по-настоящему чудесного, способного изменить не условия жизни, а саму жизнь человека. В трущобах и на орбитальной станции, человек одинаково и по-прежнему способен молиться отвратительным идолам и кровавым символам.

Как бы апологеты науки всю её историю ни убеждали нас, что их целью является лишь познание и изменение объективной, внешней человеку реальности, в душе они рассчитывали на изменение самого человека под воздействием знания, и вследствие роста благополучия.

И поскольку сегодня уже более чем очевидно, что ни айфон в кармане, ни диплом филолога, не делает человека более человекообразным, чем пользователя палки-копалки и кремниевого копья - основная движущая мотивация к самоизменению, более не связывается человеком с наукой. Из деятельности познания, наука все более заметно превращается в ремесло.

А мотивация к познанию, сама движимая внутренней потребностью в саморазвитии и самоизменении, ищет себе другие формы активности.

Соответственно подлинно познавательными сферами деятельности, становятся те, где мотивирующим вопросом становится вопрос: «зачем?» И либо нам надо корректировать устоявшееся понятие науки и научности, либо констатировать, что научное познание сменяется другими формами и методами познания.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter