НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
«Для галочки»: как гонка за отчетностью подорвала доверие к власти.

Часть 2.
SILOVIKI В ГЛАЗАХ ЛЮДЕЙ - СТРАШНЕЕ ВИРУСА
«Для галочки»: как гонка за отчетностью подорвала доверие к власти.

Часть 2.

SILOVIKI В ГЛАЗАХ ЛЮДЕЙ - СТРАШНЕЕ ВИРУСА
После того, как «режим выходного дня» был продлён на целый месяц, а за нарушение карантина ввели штрафы, у людей возникает все больше вопросов о том, как это будет выглядеть на практике. Особые опасения – из-за возможной коррупции и перегибов в правоохранительных и надзорных органах. У силовиков, проще говоря. Их старательность, как известно, не знает границ - «палочную» систему оценки эффективности до сих пор не отменили, а поле для злоупотреблений открывается фактически безграничное.

«Новые Известия» продолжают цикл статей , посвящённых главной «национальной идее» – красивой статистике. На этот раз вместе экспертами ведущих Telegram-каналов, которые всегда погружены в информационную повестку, и могут говорить без цензуры, разбираемся, к чему приводит чрезмерное увлечение силовиков статистикой.
Недоверие и страх – главные спутники отношения народа к силовикам
Как силовики работали в прошлом году, - прекрасно известно: необоснованные аресты на улицах, аресты предпринимателей с целью передела бизнеса, судебные приговоры, не соответствующие тяжести преступления, если таковое вообще было...
В целом положительно к полиции относятся только 57% россиян, а число тех, кто категорически не доверяет нашей полиции, в полтора раза больше тех, кто полностью доверяет. С таким уровнем доверия люди в опустевших городах больше боятся не мародёров, а «защитников». Проблема с доверием силовикам стоит так остро, что её признали на самом высоком уровне: в ноябре прошлого года премьер Дмитрий Медведев дал поручение Минэкономазвития, МВД, ФСБ и Росгвардии с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, СКР, уполномоченного по защите прав предпринимателей, Генпрокуратуры и Верховного суда разработать пакет мер по повышению доверия предпринимателей к правоохранительной и судебной системам. А спустя неделю Владимир Путин призвал руководство МВД работать на повышение доверия общества.

Александр Железников
адвокат и управляющий партнёр Московской коллегии адвокатов «Железников и партнёры»
Как поясняет адвокат и управляющий партнёр Московской коллегии адвокатов «Железников и партнёры» Александр Железников , палочная система в текущем году преподнесёт нам ещё больше сюрпризов, чем в прошлом.

«Палочная система, она же АППГ - аналогичный показатель прошлого года лежит в основе всей правоохранительной системы. Если коротко - она обязывает полицейского (например) поймать больше наркоторговцев (например) чем в прошлом году. Таким образом, силовики во имя сохранения работы и карьерного роста должны брать преступников откуда угодно и возбуждать дела как угодно, если показатели плохие. Если они слишком хорошие, то это означает для начальства силовика рост преступности и проверки, тоже хорошего не сулящие. Поэтому это зло - закон охраняется исходя не из принципа неотвратимости наказания, а из принципа как бы угодить статистике и руководству».
А как не бояться, если, например, в Саратове режим самоизоляции вылился в длинные очереди перед районными администрациями из людей, которым необходимо получить пропуска для работающих сотрудников, а систему мониторинга за всеми перемещениями москвичей с помощью камер, системы распознавания лиц и банковских приложений отключить пока никто не обещает. Такой вариант даже не обсуждается.

А еще вспомним нашумевшее видео с полицейскими, которые разъезжали по подмосковным дворам с заявлением в громкоговоритель о вводе комендантского часа, которого на самом деле не было и нет. Или случай с арестом Иисуса Воробьёва на Патриарших, которому пришлось бросить собаку прямо в парке, или выписанный жителю Уфы штраф на 15 тыс. рублей за то, что необходимо было перепарковать машину. И это был не единичный случай проявления инициативы отдельно взятыми полицейскими. Естественно, откровенная ложь и чрезмерное давление на людей не вызывает ничего, кроме злобы и раздражения. Зато сотрудники полиции после подобных инцидентов могут отчитаться о проведении профилактических мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавируса. Кто-то получит благодарность, а кто-то и премию за выполнение плана. Главное – бумажками прикрылись. Та самая статистика. Та самая «палочная система».

Вот что говорят об этом авторы популярных Telegram-каналов в эксклюзивных комментариях для «Новых Известий».
Палочная система вынуждает сотрудников МВД заниматься не расследованием преступлений, а их инициацией. Вся работа сводится к тому, чтобы спровоцировать третью сторону на преступление или же просто выбить показания силой, чтобы потом быстро собрать папочку и получить очередную «палочку». На этом фоне превентивные меры борьбы с преступлениями просто перестают работать, так как сотрудники МВД не заинтересованы в предотвращении преступления: «Нет преступления, нет статистики».
Применительно к силовикам, привязанный к количественным показателям план по борьбе с преступностью или правонарушениями, — это прямое провоцирование сотрудников правоохранительных органов на незаконные действия в отношении граждан: подлоги, подбросы, инсценировки и прочий «набор» операций, в конечном счете выливающийся в сфабрикованные дела.
Надзор & экономика: игра на добивание
Не меньшая ответственность сейчас лежит на плечах надзорных органов, которые следят за соблюдением санитарных, противопожарных норм и уплаты налогов. С одной стороны, они могут продолжить выискивать самые мелкие или даже несуществующие промахи предпринимателей, чтобы показать результаты своей работы не хуже, чем в предыдущем месяце. И даже с удвоенной активностью, поскольку многие компании закрылись на время всеобщей самоизоляции (а может и навсегда). Количество дойных коров сокращается, значит оставшихся надо, как в анекдоте, больше доить и желательно меньше кормить.
Если сейчас бизнес прижать, что уже через несколько месяцев некому будет платить налоги. По оценкам «Деловой России», только в Москве до 90% предприятий общепита могут так и не открыться после карантина, а работу потеряют от 500 тыс до 1 млн человек. И из каких средств тогда платить зарплаты этим же контролёрам?

Тот факт, что исключительно на закон рассчитывать не приходится, подтверждает «растяжимость» 159 статьи УК: по ней любое невыполнение договорных обязательств можно трактовать как мошенничество. А это прямой путь за решётку. После апрельской самоизоляции и запрета на работу многих предпринимателей можно будет подвести под эту статью.
Что касается уголовного преследования предпринимателей, то тут сложились вместе несколько факторов. С одной стороны, многие предприниматели испытывают финансовые проблемы, что приводит к неисполнению договорных обязательств. А с другой стороны, прослеживается тенденция к монополизации рынка компаниями с «административным ресурсом». Для них применение 159 статьи – прекрасный способ заполучить привлекательные активы. С другой стороны, следственным и судебным органам необходимо выполнять свои планы, причём снижение числа дел, доведённых до обвинительного приговора, рассматривается как некачественная работа органов. Увеличение числа уголовных дел – единственный способ избежать проблем с вышестоящим руководством. При этом принцип справедливости приговора (соблюдение которого не требуется) вступает в конфликт с принципом законности приговора. В итоге рост числа уголовных дел совершенно не означает рост числа мошенничеств.
Так же, как и у налоговиков, МЧС и Роспотребнадзора у полиции, прокуратуры и судей есть поставленные планы по выявлению преступности. И, если есть плановые показатели, невиновных быть не может - кричащая статистика говорит нам о не дотягивающей до "планов" российской преступности, по крайней мере, становящейся предметом судебных разбирательств, поэтому априори виноваты все. Если в последние годы налоговики всё больше цифровизуются, что, однако, всё же не убирает человеческого фактора, то остальные ведомства работают напрямую с "клиентом", для которого ничем хорошим это не заканчивается.

Александр Железников
адвокат и управляющий партнёр Московской коллегии адвокатов «Железников и партнёры»
Александр Железников , который регулярно сталкивается с судебным производством в силу своей профессиональной деятельности, также указывает на то, что российский суд и справедливость, по-прежнему, далеки друг от друга.

«Ничего не поменялось. Более того, новые апелляционные инстанции очень лукаво поступают - отменяют решения районных судов в части, не касающейся самого главного - смены меры пресечения, если она обжалуется. То есть вроде как в части решения меняются, но не в той, которая реально важна».

Соблазн отчитаться о продуктивной работе велик. И это касается всей цепочки - от сержанта патрульно-постовой службы и инспектора, проверяющего ларьки, до высокопоставленных судей. А если уж не отчитаться, то хотя бы подзаработать. Вот даже Валентина Матвиенко недавно пошутила, что лучший пропуск во время изоляции – купюра в 5 тыс. рублей. Но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки.
Все мысли об эффективности работы следствия и прокуратуры разбиваются также о статистику: для чиновников доля оправдательных приговоров составляет порядка 3% в то время, как доля оправдательных приговоров в России в последние годы была менее 1% и продолжала уверенно снижаться. И ещё чаще оправдывают силовиков, причём и тем и другим чаще назначают наказания, не связанные с лишением свободы. Естественно, эти простые цифры однозначно свидетельствуют о коррупционном факторе.
Судьба и экономики, и всей России, находится сегодня в руках силовиков в не меньшей степени, чем в руках правительства, принимающего различные меры поддержки и стимулирования. В их власти почувствовать себя полновластными хозяевами опустевших городов, и в их власти – воспользоваться прекрасной возможностью «обнулить» шлейф неприятных ассоциаций и ярких страхов граждан, если наши правоохранители решат повернуться к народу лицом. Это будет качественный скачок в новую эпоху правового государства.

И последнее: так может, наконец, взять и отменить, наконец, эту «палочную систему»? Время сейчас – самое подходящее. А иначе может сыграть против всех – на Филиппинах уже решили стрелять на поражение во всех нарушителей карантина.