Posted 31 декабря 2019, 11:01
Published 31 декабря 2019, 11:01
Modified 7 марта, 15:16
Updated 7 марта, 15:16
Анатолий Несмиян, политолог, сетевой аналитик, в комментарии “НИ” пояснил, что подписание договора является для “Газпрома” полным стратегическим провалом по всем направлениям, и здесь необходимо делать кадровые выводы в отношении людей, которые довели эту ситуацию до такого состояния. Однако потери компании будут восполнены за счет российских граждан, что и является самой большой проблемой:
“Это никакая не победа, а тотальное поражение “Газпрома”. Как оценить: есть заявленные цели, и есть результат, соответственно, необходимо сопоставить, что заявлялось и что сделано. Так вот, “Газпром” заявлял о том, что украинский транзит будет полностью прекращен — транзит не прекращен. Затем шло заявление, что “Газпром” будет прокачивать через территорию Украины только 15 млрд куб м. — договоренности совершенно на другие объемы.
Судьба “Северного потока — 2” на сегодняшний момент неясна, непонятно, будет ли он вообще достроен, поскольку там есть очень серьезные трудности. В любом случае — даже если он и будет достроен, это будет существенно дальше всех заявленных сроков — при самом оптимистичном раскладе к концу 20-го года, а в худшем — его вообще заморозят и прекратят строительство, как в случае “Южного потока”.
“Турецкий поток” был заявлен как проект из четырех труб, в конечном итоге от него осталось только две трубы. Транзитная труба, которая идет через Турцию в Европу на сегодняшний момент построена, но не запущена, потому что Болгария не построила свою перемычку, которая ведет через ее территорию в Европу. А та труба, которая идет на внутренний турецкий рынок на сегодняшний момент, откровенно говоря, является лишней, потому что Турция за 3 последних года сократила импорт российского газа до очень низких показателей, и на сегодняшний момент старый “Голубой поток” (проект, запущенный в 2003 году) весь объем импорта из России закрывает — в этом году Турция импортировала всего лишь 16 млрд куб м., что равно его мощности. То есть, та труба, которая построена в Турцию в составе “Турецкого потока”, она является просто лишней.
Вот и все, по-моему, 118 млрд куб м. газа, которые “Газпром” обещал пустить 1 января, — в реальности готова только одна труба мощностью в 15 млрд куб м., как раз турецкая, по которой газ, если и пойдет, то будет просто "парадным".
Вот и все результаты. О каких победах и достижениях можно говорить? Откровенно говоря, это полный стратегический провал по всем направлениям, и здесь необходимо делать кадровые выводы в отношении людей, которые довели эту ситуацию до такого состояния.
На оба потока, если я правильно помню данные исследования Александра Фэка, было потрачено 93 млрд долл., это включая и сами трубы, и инфраструктуру. И все эти 93 миллиарда пока — в никуда. Естественно, что будут убытки, и оплатим их мы — через повышение тарифов. У “Газпрома” все хорошо — у нас не очень-то хорошо, вот в чем проблема”.