Posted 31 октября 2019,, 14:13

Published 31 октября 2019,, 14:13

Modified 7 марта, 15:38

Updated 7 марта, 15:38

Не кредитом, так советом: Россия поможет Африке изготовить «духовные скрепы»

Не кредитом, так советом: Россия поможет Африке изготовить «духовные скрепы»

31 октября 2019, 14:13
На саммите Россия – Африка были согласованы политические рамки взаимодействия, но о нацпроекте «Африка» в России говорить пока рано.

Эксперты продолжают обсуждать итоги недавнего саммита Россия – Африка. О том, как в африканских странах растет спрос на Россию, пишет на сайте Московского Центра Карнеги африканист Андрей Маслов.

По мнению эксперта, несмотря на широко распиаренное мнение о том, что Россия снова собирается стать главным игроком на Черном континенте, амбиции нашей страны там скромные, да и четкого плана пока что нет. К тому же, в отличие от Китая или Евросоюза на этом саммите обошлось без объявлений о долгосрочных программах помощи. Даже скандальная весть о списании африканским странам долгов на 20 миллиардов долларов – это просто напоминание о советском вкладе в развитие континента, поскольку основные списания долгов прошли еще 2006–2007 годах, причем в рамках тогдашних инициатив G8, органа, в котором России уже нет.

Заявление Минфина России об инициативе «долг в обмен на помощь» относится пока что только к Мадагаскару, и по сути это попытка российского бизнеса получить доступ к ликвидным активам в обмен на еще недосписанные и давно уже ставшие безнадежными советские долги. Причем таких долгов осталось всего несколько миллионов долларов на весь континент. Главным же направлением в экономических отношениях будет кредитование покупателей российской продукции по конкретным контрактам, причем с гарантий по кредитам.

Интересно, что африканские страны поддерживают Москву в осуждении антироссийских санкций, принятых на Западе, поскольку они сильно мешают обоюдовыгодной торговле с континентом. Кстати, африканцы ожидают от сотрудничества с Россией помощи в построении самостоятельных систем государственного управления, которые будут ориентированы на интересы населения, а не на сохранение связей с бывшими метрополиями.

Именно за суверенитет от бывших метрополий продолжает бороться и готова платить Африка, за право и возможность самим писать и принимать законы, нормативные акты, а также говорить на равных с международными инвесторами и транснациональными компаниями. То есть выработать своего рода африканские скрепы, вместо того, чтобы принимать западные стандарты и ценности. И Россия, кончено же, рада Африке в этом помочь.

Тут и экологический и технический надзор, и «цифровое государство», и антимонопольное регулирование – африканцы считают, что российский опыт для них в этих сферах полезнее западного.

Другая важная тема саммита - судьба российского Фонда национального благосостояния, который вскоре превысит 7% ВВП, после чего предлагается из этих средств выдавать льготные кредиты экспортерам изделий российского машиностроения и другой несырьевой продукции. И Африка очень рассчитывает на это. Правда конкретных проектов в этой сфере еще слишком мало.

К примеру, в число такого рода сделок могут попасть проект трубопровода в Республике Конго, который обсуждается более 10 лет, или проект НПЗ в Марокко. Но оба они находятся на стадии бумажной подготовки. Да и другие проекты такие же декларативные.

Правда объем российского экспорта в Африку растет и уже превышает 17 миллиардов долларов в год, причем рост обеспечивается – и это очень важно – не за счет нефти и газа! Однако бОльшая часть его объема – 68% - приходится всего на две страны: Алжир и Египет, а на остальные на порядок меньше...

А вот структура экспорта совсем не постиндустриальная: в 2018 году это были в основном вооружения, злаки, нефтепродукты, черные металлы, суда и другие плавучие конструкции...

Эксперт отмечает, что интерес российских предприятий к экспорту в Африку высок потому, что африканские рынки растут быстрее других; там пока еще появляются новые ниши; Африка покупает именно то, что Россия продает или верит, что сможет продать.

С 2000 года общий годовой импорт Африки вырос в 4 раза, в то время как Китай увеличил свой экспорт в Африку в 19 раз; Индия – в 11, Россия и Турция – в 9 раз. А Запад позиции сдает: рост у США - в 2 раза; у Франции – в 1,7; у Великобритании – в 1,6.

Саммит показал еще и то, что Африка постепенно становится самостоятельным и целостным субъектом международной жизни. Этот процесс займет не один десяток лет, но уже сейчас появляются общие «телефоны, по которым можно позвонить» Африке. Пока же Россия и ее африканские партнеры остались довольны итогами саммита.

"