Posted 31 октября 2019,, 13:22

Published 31 октября 2019,, 13:22

Modified 7 марта, 15:38

Updated 7 марта, 15:38

Алексей Рощин: «У современных российских школьников – азиатские ценности»

Алексей Рощин: «У современных российских школьников – азиатские ценности»

31 октября 2019, 13:22
Главной духовной скрепой российских школьников стал патриотизм. Таковы результаты опроса Общественной палаты, проведенного ко Дню народного единства 4 ноября.

Школьникам было предложено расставить приоритеты среди различных ценностей: человеколюбие и справедливость; чувство долга перед собой, семьей и Отечеством; уважение к чиновникам; важность личного достоинства; вера в добро. Выяснилось, что личное достоинство в детской картине мира почти полностью отсутствует.

Результаты опроса «Новым Известиям» прокомментировал Алексей Рощин, социальный психолог:

"Данный опрос показывает эффективность машины госпропаганды в нашей стране, потому что она и работает на создание стадного чувства у населения: мы все как один человек идём к великой цели во славу нашей великой Родины. Получается, что на детях это срабатывает очень хорошо и совпадает с установками, которые существуют в семье. Если бы было расхождение, результаты были бы другими.

Что касается достоинства, которое важным для себя считает только 13% респондентов, то да, действительно это традиционно в нашей стране ценность личного достоинства, личной чести, её защиты никогда не педалировалась. В этом одна из особенностей воспитания в СССР, а теперь и в России. Приоритет отдаётся коллективистским ценностям в ущерб личных. У нас человек, если погибает, то за честь коллектива. Если защищает, то Родину, а не себя и не свою семью. Наоборот, даже считается, что защита личного - это признак гордыни и того, что раньше называлось «отрывом от коллектива». Человек слишком много внимания уделяет своим личным переживаниям, когда нужно думать об общем благе. На самом деле, этот советский подход благополучно пережил Советский Союз и оказывает не меньшее влияние на современных российских детей.

Как это сохраняется? Видимо, подобные взгляды имеют и родители опрошенных школьников. Если для родителей личное достоинство не имеет большого значения и они демонстрируют это в своём воспитании, это воспринимается как норма и детьми.

Это чревато тем, что люди без личной чести и ориентированные на банально понимаемый патриотизм очень легко управляемы и легко могут согласиться на самые ужасные вещи, если их убедить в том, что это необходимо для блага Отечества, патриотизма. У них нет личных ограничителей. По сути дела получается, что каждый ориентируется на мнение большинства и мнение начальства, которое олицетворяет любовь к родине.

Когда происходит внушение какой-то позиции, человек видит, что все это разделяют и ему не на что опереться, если он думает, что общая позиция неверна. Если некто видит, что все поступают определённым образом «на благо родине», а ему кажется это неверным, то возникает ощущение собственное неправоты: кто я такой, почему я должен иметь своё мнение? Самая главная направленность подобного воспитания заключается в провоцировании вопроса «зачем мне нужно иметь своё мнение?» И возникает единственный ответ – своё мнение иметь не нужно. Собственное мнение – ничто, главное – коллективные ценности. У нас и получается страна, где может быть всё что угодно, всё зависит от начальства.

Традиционно такой тип отношений – азиатский, в противовес европейскому. В Европе, а если шире, на Западе, основной акцент делается на личное достоинство, свободу и независимость. Прежде всего – личную, человеческую. На индивидуализм. А азиатский подход – акцент на коллективизм. Так поступают в Китае, Северной Корее, отчасти в Японии и Южной Корее. В этих культурах важны ценности большой массы, надо делать то, что и все делают. Отдельный человек сам по себе ценности не представляет. Его главное достоинство – послушание и работа на общие интересы. Допускается, что он может совершать подвиги, становиться камикадзе, как в Японии – отдавать свою жизнь во славу Императора.

С моей точки зрения, опрос, проведённый Общественной палатой показал азиатские ценности современных школьников".

"