Posted 28 декабря 2018, 16:40
Published 28 декабря 2018, 16:40
Modified 7 марта, 16:08
Updated 7 марта, 16:08
«США добились в Сирии победы над террористической группировкой «Исламское государство» (запрещено на территории РФ), и у американских военных больше нет причин находиться в этой стране», – написал 19 декабря в твиттере президент США Дональд Трамп, объявив о выводе американских войск из Сирии. Чем на деле может обернуться это решение, в том числе, и для России, - объясняет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Марианна Беленькая.
Слова президента США, как и последовавшее за ними официальное подтверждение из Белого дома, прозвучали неожиданно, хотя Трамп обещал вывести американских военных из Сирии еще в ходе своей предвыборной кампании. Этой весной он уже был готов сдержать слово, данное избирателям, но его отговорили.
С этого момента Вашингтон резко активизировался на сирийском направлении. Американские чиновники все чаще и чаще давали понять, что США останутся в Сирии надолго. Были сформулированы три цели: борьба с ИГ, противодействие росту иранского влияния в регионе и помощь в трансформации сирийской власти. Тем удивительнее прозвучали слова Трампа про существование и реализацию только одной цели. Да и с ней не все просто – отряды ИГ (ИГ - организация, запрещённая в РФ) продолжают действовать на территории Сирии и соседнего Ирака.
Решение Трампа удивило всех, ведь главной цели сирийской кампании – борьба с ИГ (террористическая организация, запрещенная в России) Америка не достигла, отряды террористов орудуют и в Сирии, и в соседнем Ираке. Недаром этого шага не поняли даже вашингтонские чиновники: в отставку подал даже министр обороны США Джеймс Мэттис. Так в чем же тут дело?
Россия давно утверждала, что участие западной коалиции в Сирии нелегитимно, что, если на восточном берегу Евфрата будет создано «квазигосударство» под опекой США, оно станет нежизнеспособным, но и готова была смириться с разделом страны на три сектора: один под контролем Дамаска, России и Ирана, другой под контролем сирийской оппозиции и Турции, и третий – под контролем Сил демократической Сирии (в основном курды) и США.
Однако Путин отреагировал на заявление Трампа сдержанно. Да, он назвал это решение «правильным», но оговорился, что нужно еще посмотреть, правда ли это.
Трамп же выразился так: «Россия, Иран, Сирия и многие другие недовольны уходом США», поскольку «им придется бороться с ИГ и другими, которых они ненавидят, без нас».
И хотя СМИ в Америке и квалифицировали шаг Трампа «рождественским подарком» Путину, многие в Вашингтоне уверены, что Москве одной трудно будет справиться с террористами. Кроме того, в США считают, что отказ давать деньги на восстановление пострадавших сирийских регионов, является эффективным антикремлевским инструментом. Кроме того, спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии де Мистури усомнился по поводу некоторых кандидатур в конституционный комитет Сирии, которые были утверждены тремя сторонами – Россией, Турцией и Ираном, что означает возможное неприятие такого сценария урегулирования со стороны ООН.
Интересно еще и то, что свое заявление Трамп сделал после телефонного разговора с президентом Турции Эрдоганом. Дело в том, что Турция собирается развернуть на севере Сирии военную операцию для ликвидации структур курдов, которых в Анкаре считают террористами, помогающими борьбе турецких курдов за независимость. Эта операция может затронуть и районы, находившиеся под контролем США и жертвам среди американских солдат, чего Анкара не хотела. Теперь же руки у Эрдогана развязаны. Трамп же вполне мог обещать не мешать турецкой операции в обмен на молчание Анкары по поводу своего участия в скандальном убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги
Более того, США способно своим шагом разорвать и союз Турции с Россией и Ираном, что чревато катастрофой для урегулирования, поскольку Турция ведет диалог со значительной частью сирийской вооруженной оппозиции, Известно, что Москва и Тегеран считают необходимым вернуть всю территорию Сирии под контроль Дамаска, тогда как Турция не хочет уходить с севера Сирии, пока не решится вопрос с передачей власти в Дамаске.
Хотя и отношения Турции с США тоже завязаны на поведении Вашингтон по отношению к курдам. Реально ли Америка решила предать своих союзников? Не исключено, что для их защиты, США могут создать так называемые бесполетные зоны, как это было в 1991 году сделано над севером и югом Ирака для защиты иракских курдов и шиитов. Этот шаг может быть даже эффективнее, чем присутствие американских солдат на этих территориях...
Правда, трудно сказать, от кого защитит курдов такая зона: от ИГ, Турции или Дамаска? Ведь для защиты от турок, курды могут объединиться с Дамаском. И тогда будет непонятно, будет ли Москва ссориться с Анкарой из-за курдов? Хотя этой зимой Россия уже закрывала глаза на турецкую операцию в курдском Африне...
Наконец существует и такая опасность: отсутствие власти на территориях, с которых хотят уйти США. Непонятно, кто станет ее контролировать: ИГ или Дамаск и его союзники? Будет ли Турция возражать приходу Дамаску на территорию, которая ей самой не нужна? Что будет делать Иран? Кто будет контролировать границу с Ираком? Кому отойдут 12 американских баз?
Все это Трамп так и не обсудил ни со своими союзниками, ни с Россией. Правда, Белый дом уже заявил, что США просто переходят «к следующей фазе» в военной кампании, но что это означает, никто не понял.
Кстати, Путин тоже, причем три раза, объявлял о выводе войск из Сирии, или о сокращении группировки, но интенсивность боевых действий после этих заявлений только возрастала. Вот и теперь ситуация остается совершенно не проясненной, и даже заставляющая думать, что решение Вашингтона было непродуманным. А это чревато большими проблемами для всех сторон.