Posted 23 декабря 2018, 10:55
Published 23 декабря 2018, 10:55
Modified 7 марта, 16:12
Updated 7 марта, 16:12
Курды предложили Асаду контроль над Манбиджем в обмен на самоуправление, однако Асад в очередной раз отказал. Для сирийского руководства всю историю независимой самостоятельной Сирии курды были людьми второго сорта, и Асад не в состоянии изменить что-либо в таком положении дел, - пишет в своем дзен-канале аналитик Эль Мюрид (Анатолий Несмиян).
Дело даже не в злонамеренности самого Асада, а в его статусе - сегодня он марионетка, а потому принимать самостоятельные решения не в состоянии. Это примерно как требовать от Пушилина в Донецке каких-то решений, не санкционированных его кураторами. У Асада же кураторов переизбыток, а потому пока они не придут к какому-то консенсусу, решений не будет никаких. Единственное, что пока могут сделать кураторы, в частности, российские - сдерживать Эрдогана, но это если и возможно, то на непродолжительное время.
Асад, безусловно, попытается взять под контроль юго-восток Сирии и месторождения нефти с перерабатывающими заводами. Именно заводы представляют основную ценность, тем более, что они пострадали в наименьшей степени - и ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ), и нынешние владельцы прямо заинтересованы в их работоспособности. Месторождения без промышленной инфраструктуры представляют ценность, но существенно меньшую. Здесь и кроется проблема - сейчас их контролируют американские частные охранные компании, а что бывает, когда кто-то несанкционированно пытается нарушить их охранный периметр, показано на примере событий начала февраля - тут же прилетают соколы Трампа и перемешивают нарушителей с песком.
Пока право первого решения - за Эрдоганом. В зависимости от того, что именно предпримет турецкий президент, будут выстраивать свои планы и все остальные участники событий. Включая и побежденный ИГИЛ (запрещёна в РФ), естественно. Пустынный восток Сирии сейчас неинтересен никому, поэтому Исламское государство при отсутствии противодействия быстро займет эту территорию.
По сути, раздел Сирии остается фактом, вопрос теперь в создании новых балансов и конфигураций.
Несомненным победителем всей войны (при том, что она еще далеко не завершилась) выглядит, конечно, Эрдоган. Ему, правда, еще нужно решить вопрос с протяженной линией границы на восток от Евфрата, но когда он его решит, ключевая задача Турции - создание буфера вдоль границы - будет закрыта.
Стоит вспомнить, что российское вторжение в Сирию преследовало прямо противоположную цель - взять под контроль сирийско-турецкую границу и по возможности, привлечь часть курдов на сторону Асада. В таком варианте Эрдоган получал практически неустранимую угрозу с юга, прикрытую российскими военными, что неизбежно делало его более покладистым во всех вопросах, связанных с Турецким потоком. Российские военные честно (хотя и крайне влобовую) пытались выполнить поставленную задачу, но политическое руководство в Кремле банально струхнуло прямого конфликта с Турцией в ноябре 15 года, после чего исходная стратегия Кремля рухнула, а Эрдоган был вынужден заняться вплотную буферной зоной, делающей угрозу Кремля ничтожной.
По сути, цели войны России и Турции были определены изначально, и сегодня можно оценить, кто из противников-партнеров достиг успеха в реализации своей стратегии (или контрстратегии). По всему, Эрдоган наголову разбил все планы Путина, хотя российское телевидение имеет на этот счет альтернативное реальности мнение. Но ему не привыкать.