Posted 23 сентября 2021, 09:40

Published 23 сентября 2021, 09:40

Modified 7 марта, 13:27

Updated 7 марта, 13:27

Антрополог Дмитрий Громов: "Расстрел стал принятой формой социального действия"

23 сентября 2021, 09:40
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов для ютуб-канала «Осторожно Собчак» прокомментировал трагедию, произошедшую в Перми.

«Шутинги (стрельба, расстрел – прим. «НИ») - это в целом такая форма общественного, социального действия. Уже принятая форма социального действия.

Причём, она сформировалась на Западе.

В США, в общем-то, всегда были какие-то случаи насилия в школах, и они происходят сейчас не только в западном мире, но и в Азии, в Африке.

Но, как правило, в западном мире это действие целенаправленное, спланированное, сделанное, как шоу. Какое-то социальное действие, социальное высказывание.

Если мы видим какие-то теракты, произошедшие в Африке, в Азии, то по большей части это всё-таки что-то спонтанное.

То есть это либо политическое действие, как, скажем, в случае терроризма, когда во время гражданской войны одна группа боевиков нападает на школу и убивает там много детей, либо это какая-то спонтанная реакция, когда произошла ссора и школьник бежит в школу и в поисках своего врага стреляет, соответственно, во всех, кто попадётся на пути.

В европейской системе это несколько по-другому.

Это, видимо, спорная позиция, но я бы предположил, что это такая форма публичного самоубийства, театрализованного самоубийства. Театрализованного – в социологическом понимании. То есть какое-то действие, связанное с тем, что человек что-то делает публично.

Есть множество исключений, но, как правило, исключения чем-то объясняются, какими-то причинами.

Либо человек передумал, либо его отговорили, либо он психически болен, что не позволяет ему довести этот сценарий до конца, либо есть какие-то ещё причины, объективные. Но в целом, вот так.

То есть это такой вот способ ухода из жизни.

Либо убийца заканчивает жизнь самоубийством прямо там, после совершённого им массового убийства, либо он знает, что его задержат и на нём, как на человеке, поставлен крест – его ждёт долгое заключение, может быть, пожизненное, или смертная казнь, в зависимости от законов страны.

То есть всё это – сознательное действие».

Целиком выпуск, посвящённый трагедии в Пермском государственном университете, можно посмотреть здесь.

Подпишитесь