Posted 21 августа 2019, 12:20
Published 21 августа 2019, 12:20
Modified 7 марта, 15:39
Updated 7 марта, 15:39
Интересный взгляд на перспективы массовых протестов в России опубликовал в своем блоге украинский журналист Михаил Макогон:
«Бестселлер российского общественного пространства - кровавая революция.
Идея проста как репа: революция (в том виде, который имеют в виду) - вариант войны, какого-то абсолютного апокалипсиса, на чьем фоне что угодно выглядит неплохим вариантом.
Для спикера главное - поселить слушателя в бинарном мире, в мире изолированной дихотомии: если ты недоволен А (стагнацией в десятилетие, коррупцией, несменяемостью, фабрикацией уголовных дел), то получишь Б (революционных матросов на собственной кухне).
В чем связь, откуда придут искомые матросы - вопрос специальный. Это просто случится. Пентхаусы замначдепов, дворцы замминистров, сеть гостиниц депутатов МГД - они как замки Ночного Дозора, стерегут рубежи от несистемной оппозиции, несущей анархию.
Не думаю, что открою какую-то тайну, но постарайтесь запомнить две очевидные истины:
Первая - ни 1917-й, ни “лихие 90-е” России не грозят.
Для первого нужна массовая урбанизация, до 70% неграмотного населения и мировая война. Для второго - 70 лет дисфункциональной системы, построенной на лжи и насилии, банкротство плановой экономики которой вызовет затяжной трансформационный кризис.
Вторая - в России нет никакой “несистемной” оппозиции.
Вся деятельность каждой из заметных, имеющих значимую поддержку оппозиционных сил находится в системном поле: участие и попытки участия в выборах на любых доступных уровнях, агитация и просвещение, антикоррупционные расследования, регистрация и попытки регистрации политических партий, мирные акции протеста, организация профсоюзной деятельности и правозащита.
Ни к каким внесистемным действиям не готовы ни лидеры оппозиции, ни, что важнее - база их общественной поддержки. Люди готовы жертвовать деньги, волонтерствовать на политических кампаниях, мирно и без оружия собираться в центре города, распространять информацию, самоорганизовываться в общественные объединения. Люди совсем не готовы снаряжать в подполье дедовский наган. Нет никаких красногвардейцев и неоткуда их брать.
Российская оппозиция - явление вообще достаточно уникальное. Инструментами закона она действует против беззакония, она готова эксплуатировать даже те правила, что заведомо против нее написаны.
Больше того, все те, кто когда-то призывал “идти на Кремль”, все комнатные троцкие российской политики последних двух десятилетий, от Рогозина - до Лимонова, в конечном итоге к Кремлю доходили - получить зарплатную карточку.»