Posted 21 марта 2018,, 08:46

Published 21 марта 2018,, 08:46

Modified 7 марта, 17:06

Updated 7 марта, 17:06

Андрей Колесников: "Люди голосовали по принципу "лишь бы не было хуже"

Андрей Колесников: "Люди голосовали по принципу "лишь бы не было хуже"

21 марта 2018, 08:46
Это мандат не на реформы и модернизацию, а скорее на стагнацию и продолжение прежней политической линии

Эксперты продолжают обсуждать итоги президентских выборов. Московский Центр Карнеги задал несколько вопросов известному журналисту и политологу, руководителю программы «Внутренняя политика и политические институты» Андрею Колесникову. «Новые Известия» приводят самые любопытные цитаты из его ответов.

О результате

Неожиданным стал высокий результат Путина, слишком высокий, чтобы быть правдоподобным. Выборы показали, что люди голосовали в логике «лишь бы не было хуже». Собственно, в этой логике страна жила в 2017 году, что показывают социологические исследования. Это так называемая негативная адаптация к тому, что происходит в экономике. Путин получил серьезный народный мандат. Но это мандат не активной поддержки, а скорее безразличия. И это мандат не на реформы и модернизацию, а скорее на стагнацию и продолжение той политической линии, которой он придерживался все последние годы.

О явке

Есть одна макросоциальная причина высокой явки, которая называется исполнением гражданского долга. Существенная часть населения хотела бы быть законопослушной, и очень многие, на самом деле, голосуя, исполняли ритуал. Эта мотивация всегда присутствует на выборах. А сейчас в силу пропагандисткой мобилизации она была выше. И все-таки люди, зависящие от государства, — их очень много, и стало еще больше за последнее время — работники госкомпаний, госбанков, армия, больницы, государственные учреждения, государственные вузы, — всех их обязывали голосовать на этих выборах или, по крайней мере, явиться на эти выборы. Это в чистом виде принуждение к голосованию. Таких людей было очень много, я думаю, что миллионы, на самом деле. Поэтому результат такой вот не совсем честный.

О бойкоте

Я не могу сказать, что бойкот провалился. Его невозможно измерить. Кто не пришел на выборы просто из политической апатии или равнодушия к ним, а кто не пришел, заняв активную позицию, решив, что вот не пойду, потому что я за Навального? Это неизмеримые вещи. Но если мы учтем, что явка не достигла 70%, значит, существенная часть абстинентов, тех, кто не пришел на эти выборы, могла поддержать идею бойкота. Меньшинство всегда активное.

О реформах

Поскольку Путин получил мандат на стагнацию, никаких серьезных комплексных реформ, никакой либерализации не будет. Путин прекрасно понимает, что ему нельзя трогать политические основы системы, ведь тогда посыплется все. Шесть лет — это все-таки очень длинный период, и его нужно пережить спокойно, чтобы потом найти некую модель преемничества или сохранения власти. Возможны некоторые точечные экономические реформы, реформы в области администрации, в области судопроизводства, но они не поменяют сути режима, который является авторитарным. Я думаю, что в следующем сроке он будет опираться на молодых технократов. Возможно, из них будут рекрутироваться те люди, которые будут обеспечивать переход в новый президентский срок в 2024 году.

Об оппозиции

Новая фигура — это, безусловно, Грудинин. Как его не пытались притушить, он набрал достаточно много голосов, но это может парадоксальным образом помешать его будущей карьере. То, что Грудинин оказался вторым, свидетельствует о том, что у людей есть спрос на новые лица и на популистский дискурс, скорее левопопулистский. Собчак и Явлинский продемонстрировали раскол в либеральном лагере, даже в «разрешенно-либеральном», не говоря уже о расколе во всей либерально-демократической оппозиции.

Есть оппозиция легальная, разрешенная Кремлем, а есть оппозиция нелегальная. И им не сойтись никогда. Это мы видим по тому, какие серьезные конфликты возникают между Собчак и Навальным. Тем не менее, Собчак может привлечь существенную часть либерального электората, которая уже отчаялась ждать, когда Навального разрешат и можно будет его легально поддерживать.

О Медведеве

Согласно слухам и политической логике, премьер-министр Медведев сохранит свой пост. Еще рано искать такого настоящего премьера, который мог бы стать преемником Путина. Время есть. Более того, Медведев сохраняет шансы парадоксальным образом иметь свое место в будущей гонке преемников. Его слабость — это его сила. Он остается технической фигурой, фигурой с таким посланием элитам: «Не торопитесь, не нужно сколачивать новую коалицию в пользу кого-либо, кто вам кажется более привлекательным, чем Медведев или чем Путин. Пока движемся по тому вектору, который был задан в 2012 году».

О будущем Путина

По-разному складываются судьбы авторитарных режимов, похожих на российский. По-разному складываются судьбы автократов, эти режимы возглавляющих. Но, как правило, должно произойти что-то очень серьезное, чтобы автократ отказался от власти. С одной стороны, рано гадать, с другой — Путин естественным образом озабочен своей собственной безопасностью. Ему нужен человек, каким Путин был для Ельцина. Путину нужен такой же Путин. Возможно, он такого человека не найдет, и тогда Путин станет преемником Путина в том или ином виде — в виде президента или какого-то неформального лидера нации. Поиски этой модели, думаю, всерьез начнутся после парламентских выборов 2021 года — вряд ли раньше.

"