Posted 20 декабря 2021, 09:14
Published 20 декабря 2021, 09:14
Modified 7 марта, 12:57
Updated 7 марта, 12:57
Александр Сычев
К новым истребителям финны присматривались и испытывали их образцы уже несколько лет. В начале 2021 года они, наконец, разослали официальные запросы пяти компаниям: американской Boeing, выпускающей F/A-18 Super Hornet, французской Dassault с ее Rafale, британской Eurofighter – Typhoon, соседям шведам - Saab Gripen E и еще одной американской компании Lockheed Martin с ее F-35. И вот выбор сделан.
Лишь через несколько дней после того, как сообщение появилось в прессе, министр обороны Финляндии Антти Кайкконен объявил о выборе на мероприятии, которое транслировалось на YouTube – 64 F-35A Block 4 заменят стоящие на вооружении ВВС страны 62 F/A-18C/D Hornet, срок службы которых заканчивается. Начало поставок новых самолетов запланировано на 2026 год.
В пакет входит обучение, техническое обслуживание и другие услуги, а также вооружение на выбор: усовершенствованная ракета средней дальности AIM-120 (AMRAAM), AIM-9X Sidewinder, бомбы SDB I и II (последняя также известна как Stormbreaker), крылатые ракеты AGM-158B или JASSM-ER и многое другое.
По словам министра, F-35 был признан лучшим с точки зрения боевых и разведывательных возможностей, самым мощным в сравнении с конкурентами, обладающим самым высоким потенциалом развития вплоть до 2070 года.
Больше всего финнов удивили слова о том, что руководство страны сочло американский F-35 наиболее экономичным, и что расходы, связанные с его эксплуатацией и модернизацией, укладываются в запланированный бюджет.
«F-35 был самым дешевым с точки зрения закупочной цены… Затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание системы, - говорится в заявлении ВВС Финляндии, - ниже установленного годового лимита затрат в 254 миллиона евро. Эксплуатация и развитие жизненного цикла F-35 возможны за счет ресурсов Сил обороны. Ни одно из предложений не было значительно дешевле с точки зрения эксплуатационных расходов и затрат на техническое обслуживание».
Финляндия выделила на проект около 11,3 млрд долларов. На данный момент финский парламент одобрил 10,6 млрд долларов в пересчете на евро и пятилетние трансфертные ассигнования в размере 653 млн долларов.
Выделенные средства распределяются следующим образом: стоимость приобретения – 9,4 млрд долларов. Из этой суммы на истребители приходится 5,3 млрд, то есть финны получат один самолет за 82 млн долларов. Судя по этим расчетам, Lockheed Martin сильно уступила финнам. Для американских ВВС самолет обходится в 135,8 млн долларов. Министр прав - действительно, выгодно.
Но американцы, даже если в чем-то уступают, то всегда возвращают потери на последующих поставках и работах, от которых покупатель уже отказаться не сможет – «игрушку» содержать как-то надо.
Ракеты AMRAAM и Sidewinder обойдутся в 852 млн долларов. Еще 3,3 млрд долларов потребуются на техническое обслуживание, запасные части, учебное оборудование и другие системы, а также услуги на период с 2025 по 2030 год.
Но помимо этого следует учесть стоимость инфраструктуры, включая взлетно-посадочные полосы, ангары, системы управления – еще 878 млн долларов, а последующие контракты на развитие истребителей потребуют минимум 930 млн долларов.
Это те деньги, которые видны сегодня. В общем, финансовые затраты, оцененные Хельсинки, вполне могут оказаться заниженными даже в означенные пять лет. Ведь речь идет о самом дорогом самолете, и, как было сказано в одном из отчетов Пентагона, не доведенном до совершенства. Истребитель несколько раз загорался, в том числе в воздухе. А минувшей весной, во время тренировочных стрельб в Аризоне, запущенная ракета, едва сойдя с пилона, тут же взорвалась, повредив самолет.
Истребитель малозаметен для радаров, но покрытие, которое делает его почти невидимкой, быстро изнашивается, и его часто приходится обновлять.
Самолет был введен в эксплуатацию в 2015 году. Всего существует три модификации истребителя: истребитель для ВВС США (CTOL), истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании и палубный истребитель (CV).
Общая стоимость программы его создания с 1992 года оценивается плюс-минус в триллион долларов. Пентагон даже проводил расследование, пытаясь выяснить, куда подевались такие деньги. Но дело сошло на нет. Возможно, как раз потому, что самолет далек от совершенства, а потрачен триллион. Дай делу ход, и полетели бы многие головы.
К тому же, даже без учеты накладных расходов, связанных с поддержанием самолета в рабочем состоянии, час полета F-35 обходится бюджету США в 36 тыс. долларов. Очень дорого. Пентагон даже подумывает, не создать ли что-нибудь подешевле, более подходящее для реальных боевых действий, когда случаются потери.
О недостатках американской машины финское правительство, конечно же, осведомлено. И несмотря на это, выбрали F-35, хотя Финляндии придется многое поменять. Например, нынешние финские боевые самолеты пользуются автодорогами как взлетно-посадочными полосами. F-35 потребуют более серьезного наземного обеспечения. Финнам бы больше подошли шведские Gripen E, которые приспособлены к дорогам.
Стокгольм, думается, был бы благодарен Хельсинки, если бы финны выбрали их самолет, который предлагался в паре с самолетом разведки Global Eye. Дело в том, что шведы остались один на один с F-35 в канадском тендере на истребители. Им совсем не помешал бы большой финский контракт, чтобы убедить канадцев в своей конкурентоспособности.
Почему же финны выбрали именно F-35? Понятно, что американцам по многим причинам необходимо наладить продажу дорогой и несовершенной игрушки. Деньги должны работать. Поэтому они пошли на существенные первоначальные уступки – продали самолеты почти в два раза дешевле.
Но самой вкусной конфеткой стало согласие Lockheed Martin и правительства США на широкое техническое сотрудничество.
Так Финляндию планируется подключить к «глобальной системе технического обслуживания F-35». По сути дела, речь может идти об организации финского регионального центра, который сможет обслуживать датские и норвежские истребители.
«Судя по всему, - пишет журнал The Defense News», - возможности Финляндии по содержанию F-35 будут одними из самых значительных за пределами Соединенных Штатов за исключением только Израиля».
В Финляндии предполагается также наладить производство ряда конструктивных элементов самолета. Некоторые запасные части и сменное оборудование будут собираться под национальным контролем Финляндии.
Окончательную сборку двигателей для финских самолетов также предполагается организовать в Финляндии. Этот пункт содержится в соглашении о промышленном сотрудничестве, которое будет подписано Министерством обороны Финляндии и компаниями Lockheed Martin и Pratt & Whitney, производителем двигателей.
«F-35 предоставит финской промышленности уникальные цифровые возможности, которые позволят использовать технологии и производство истребителей пятого поколения», - сказала Бриджит Лодердейл, вице-президент Lockheed Martin и генеральный менеджер программы F-35.
Видимо, возможность заработать на других эксплуатантах самого дорого самолета в Западной Европе, и перспектива получить доступ к высоким технологиям – вот, что подкупило финские власти и заставило рискнуть.